Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины . . . . . 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы . 4

3. Результаты освоения дисциплины . . . . . . 4

4. Структура и содержание дисциплины . . . . . 5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной

работы . . . . . . . . . 6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины . 6

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины . . . . 9

5. Образовательные технологии . . . . . . 15

6. Учебно-методические материалы . . . . . . 16

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий . . . . . . . 16

6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (контрольных) . . . . . . . . 34

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной

работы . . . . . . . . . 39

6.4. Вопросы для подготовки к зачету . . . . . 40

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену. . . . . 41

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 43

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины . . . 45

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Педагогика» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 37.03.01 Психология, обеспечивающих решение комплексных задач в сфере образования, понимание значений, смыслов, ценности педагогического знания для преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины.

Задачи дисциплины в области образования и педагогической деятельности определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология:

· изучение теоретических и практических основ педагогики, сущности и роли педагогической деятельности в современном обществе;

· изучение современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных подходов к организации процессов целенаправленного формирования и развития личности;

· изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

· реализация и оценка учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров;

· участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части модуля общенаучных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Дисциплина реализуется кафедрой профессиональной педагогики.

Изучение дисциплины «Педагогика» является логическим продолжением подготовки бакалавра и основывается на знаниях и умениях, сформированных в результате освоения таких учебных дисциплин, как «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология».

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые дисциплиной «Педагогика»: «Методика преподавания психологии», «Педагогическая психология».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогика» направлена на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

профессиональных:

· способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

· способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).

В результате освоения дисциплины «Педагогика» обучающийся должен:

Знать:

З.1 содержание и особенности педагогической деятельности;

З.2 основные культурно-исторические образовательные парадигмы, способствующие формированию мировоззренческой позиции;

З.3 основные категории, понятия педагогики; сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

З.4 теоретико-методологические основы педагогики;

З.5 различные подходы к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды.

Уметь:

У.1 анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций и образовательных технологий;

У.2 определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач практической педагогической деятельности;

У.3 проектировать, реализовывать и оценивать образовательный процесс;

У.4 различать и учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания.

Владеть:

В.1 приемами анализа педагогических ситуаций; приемами анализа компонентов целостного педагогического процесса;

В.2 критериями выбора методов, форм, средств обучения и воспитания;

В.3 умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

В.4 способами ориентирования в педагогических источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

Таблица 1

Результаты обучения

Компетенции Код компетенции Планируемый результат
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-1 З.2, У.4, В.4
способность к самоорганизации и самообразованию ОК-7 З.1, З.3, В.4
способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий ПК-10 З.4, У.2, У.3, В.1, В.3
способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека ПК-11 З.5, У.1, В.2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной

Работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Таблица 2

    Вид работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр изучения
2, 3
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Контактная информация, в том числе:    
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы - - -
Консультации - - -
Самостоятельная работа, в том числе:
Изучение теоретического курса - -
Самоподготовка к текущему контролю знаний -
Подготовка и защита реферата -
Подготовка к защите работ
Контрольная работа - -
Подготовка к зачету/ экзамену

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Всего часов Виды контактной работы, час Самост. работа, час Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практич. занятия Лаб. работы Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли
1. Философские и социокультурные основы педагогики       Входной контроль. Выполнение заданий для самостоятельной работы
2. Концептуальные основы педагогической деятельности   Составление понятийно-терминологического словаря по теме
3. Профессиональная деятельность и личность педагога   Презентация эссе (по литературному произведению или художественному фильму соответств. проблематики)
4. Образование как сфера педагогической деятельности   Составление профессиограммы
5. История образования и педагогической мысли как область научного знания   Выполнение заданий для самостоятельной работы
6. Становление образования и педагогической мысли на разных этапах развития человечества   Заполнение сравнительной таблицы. Подготовка и обсуждение докладов
7. Развитие отечествен-ного образования и педагогической мысли     Выполнение заданий для самостоятельной работы
Итого по дисциплине         зачет
Модуль 2. Педагогика
1. Педагогика как научная область знаний     Входной контроль. Подготовка ответов на вопросы и задания.
2. Основные категории педагогики и их роль в развитии педагогической науки и практики     Выполнение заданий для самостоятельной работы
3. Методология педагогической науки и деятельности     Составление понятийно-терминологического словаря по теме. Интервью
4. Целостный педагогический процесс в общем и профессиональном образовании     Обсуждение вопросов и заданий. Разработка критериев выполнения заданий
5. Логика практической педагогической деятельности     Выполнение заданий для самостоятельной работы: конспект, сообщение
6. Цели, принципы и содержание образования в современных условиях     Выявление проблем образования методом контент-анализа
7. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса     Анализ моделей воспитания. Составление аннотированного списка источников
8. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса     Подготовка сообщений. Заполнение таблицы
9. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования     Выполнение заданий для самостоятельной работы
10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач     Выполнение заданий для самостоятельной работы
Итого по дисциплине       экзамен

Таблица 4

Практические занятия

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли
№ раздела Наименование практических работ Кол-во часов
Философские и социокультурные основы педагогики
Концептуальные основы педагогической деятельности
Профессиональная деятельность и личность педагога
Образование как сфера педагогической деятельности
История образования и педагогической мысли как область научного знания
Становление образования и педагогической мысли на разных этапах развития человечества
Развитие отечественного образования и педагогической мысли
Модуль 2. Педагогика
№ темы Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
  Педагогика как научная область знаний
Основные категории педагогики и их роль в развитии педагогической науки и практики
Методология педагогической науки и деятельности
Целостный педагогический процесс в общем и профессиональном образовании
Логика практической педагогической деятельности
Цели, принципы и содержание образования в современных условиях
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса
Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования
Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли

Тема 1. Философские и социокультурные основы педагогики

Педагогическое знание в различных формах постижения бытия: мифологическая, религиозная, художественная, научная.

Становление и развитие педагогики как науки: донаучный и научный периоды ее развития.

Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.

Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

Тема 2. Концептуальные основы педагогической деятельности

Категория «деятельность». Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды профессиональной педагогической деятельности. Ее цели, мотивация, содержание и результат.

Миссия и функции деятельности педагога. Психолого-педагогические основания различных видов педагогической деятельности.

Специфика современных условий труда и деятельности педагога.

Перспективы развития педагогической деятельности в новых социально-экономических и информационных условиях.

Модуль 2. Педагогика

Тема 1. Педагогика как научная область знаний

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Педагогика как наука, искусство и технология.

Проблема объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогики.

Место и роль педагогики в жизни общества. Структура современного педагогического знания.

Условиях

Понятие целей образования в педагогике. Различные подходы к обоснованию целей образования: натуроцентричный, культурологический, социоцентричный, эзотерический и др. Социокультурная обусловленность образования, его функции.

Сущность содержания образования и его исторический характер.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования. Современные концепции целей и содержания образования. Принципы его структурирования.

Современная российская система образования.

Нормативные документы, регламентирующие цели и содержание современного образования. Факторы, детерминирующие содержание общего и профессионального образования. Образовательные и профессиональные стандарты как источник формирования содержания образования. Концепции и подходы к отбору содержания общего и профессионального образования: системно-деятельностный, компетентностный, проектно-целевой, личностно-ориентированный и др.

Содержания понятия «учебно-программная документация». Основная образовательная программа, учебный план, график образовательного процесса, рабочие программы учебных дисциплин.

Система образования как пространство выбора образовательного маршрута. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Сочетание традиционных форм обучения с самостоятельной работой студентов позволяет решать задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности психологов (уровень – бакалавриат).

Самостоятельная работа студентов, в большей своей части, строится на использовании информационных и интерактивных технологий, включает усвоение теоретического материала, подготовку к занятиям, выполнение творческих заданий, написание тезисов статей, реферирование, конспектирование, участие в мастер-классах и научно-практических конференциях, дискуссиях по актуальным вопросам педагогики и образования.

Используются различные устные и письменные формы организации обучения:

· составление терминологического словаря;

· терминологические диктанты;

· сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных учебных пособиях, научных источниках разными авторами;

· целевая организация самостоятельной работы с различными источниками информации и др.

Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Педагогика» предполагает зачет по 1-му модулю и экзамен по 2-му, которые могут проводиться в традиционной форме по билетам (вопросам) или в форме тестирования, а могут проводиться в форме подготовки и презентации творческого задания.

Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли

Методическая подсказка.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:

· краткое содержание, в котором необходимо: четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы; кратко описать структуру и логику развития материала; сформулировать основные выводы;

· основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию;

· заключение. В нем следует: четко выделить результаты исследования и полученные выводы; обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования;

· библиография.

Эссе от французского «essai», англ. «essay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается

М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе:

· введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме;

· основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и

изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации.

В зависимости от поставленного вопроса, анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли;

· заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Пишем эссе.

Определившись со структурой эссе и основной темой каждого абзаца, пишем эссе. Вот некоторые правила, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:

· во-первых, вступление должно привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это непросто, поэтому оставь вступление на самый конец. Начни сразу с самого главного;

· тезис обычно ставится либо в начало, либо в конец эссе;

· осторожней с повторениями. Избыточность в тексте – это плохо, но повторение также может усилить твои аргументы;

· каждый абзац должен содержать идею, связывающую его с тезисом. Каждое предложение в абзаце должно быть связано с основной идеей абзаца. Тогда твое изложение станет осмысленным и связным;

· определи адресата,для кого ты пишешь. От этого зависит выбор стиля, лексики, цитат и т. д.

Требования к выполнению задания:

· корректность формулировки названия (в названии должна прослеживаться затронутая в произведении педагогическая проблема);

· понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной

теме;

· знание и пониманиетеоретического материала(в тексте четко определены рассматриваемые понятия, используемые понятия строго соответствуют теме; корректно используется педагогическая терминология);

· анализ и оценка педагогической проблематики произведения (грамотное использование приемов, анализа, сравнения и обобщения; способность давать аргументированную оценку затронутой в произведении педагогической проблеме);

· построение суждений(ясность и четкость изложения; логика структурирования доказательств; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; общая форма изложения соответствует жанру эссе);

· оформление работы(аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение требований к оформлению и использованию цитат; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации);

· наличие вывода.

Примерный список источников:

Литературные произведения Фильмы
Воскобойников В. Все будет в порядке…. – М.: ОГИ, 2008. – 104 с. Все умрут, а я останусь. Реж. Валерия Гай Германика, 2008 г.
Гавальда А. 35 кило надежды. – М.: FreeFly, 2009. – 144 с. Ключ без права передачи. Реж. Динара Асанова, 1976 г.
Геласимов А. Ты можешь. – М.: Э, 2015. – 320 с. Когда я стану великаном. Реж. Инна Туманян, 1978 г.
Гессе Г. Игра в бисер. – М.: АСТ, 2007. – 544 с. Мальчик, который умел летать. Реж. Ник Кастл, 1986 г.
А.Иванов. Блуда и МУДО. – М.: Азбука-классика, 2007. – 576 с. После Люсии. Реж. Геннадий Полока, 1966 г.
Мурашева Е. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007. – 192 с. Республика ШКИД. Реж. Мишель Франко, 2012 г.
Помяловский Н. Очерки бурсы. – Л.: Лениздт, 1977. – 176 с. Училка. Реж. Алексей Петрухин, 2015 г.
Тименчик В. Семья у нас и у других. – серия «Другой, другие, о других», 2012, 64 с. Чучело. Реж. Ролан Быков, 1983 г.
Толстой Л. Трилогия: Детство. Отрочество. Юность. – М.: Синергия, 2005. – 410 с. Шут. Реж. Андрей Эшпай, 1988

Тема 4. Образование как сфера педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1) Какие компоненты входят в структуру подготовки педагогических работников?

2) Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в процессе обучения с целью успешного овладения профессией?

3) В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4) К каким видам деятельности готовится выпускник направления подготовки 37.03.01 Психология? Как данные виды деятельности соотносятся с видами педагогической деятельности?

5) На формирование каких компетенций направлено изучение дисциплины «Педагогика»?

6) Раскройте сущность понятий: система непрерывного педагогического образования, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, многоуровневая структура образования, основная образовательная программа.

7) Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

8) В чем сущность профессионального самообразования будущего психолога, педагога?

Задание: пользуясь различными информационными источниками (словари, учебники, Интернет), составьте профессиограмму психолога и профессиограмму педагога/ преподавателя специальных дисциплин.

Цель.Выполняя это задание, вы научитесь применять принцип комплексного изучения профессий психолога и педагог на практике; научитесь определять предмет труда, операции, средства и условия профессиональной деятельности.

Методическая подсказка. Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку, специалисту.

Составляя профессиограмму, пользуйтесь следующими схемами:

№ 1.

1. Тип и класс профессии.

2. Содержание деятельности.

3. Требования к знаниям и умениям специалиста.

4. Условия труда.

5. Медицинские противопоказания.

6. Базовое образование.

7. Пути получения профессии.

8. Области применения профессии.

9. Перспективы карьерного роста.

№ 2.

1. В чем суть данной профессии?

2. Чем конкретно занимается специалист?

3. В каких условиях осуществляется деятельность?

4. Какие требования предъявляются к уровню подготовки

работников?

5. Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

6. Легко ли найти работу обладателям данной профессии?

7. На какие заработки можно рассчитывать?

8. Каки имеются возможности для карьерного роста?

Рекомендации студентам: по результатам проделанной работы, проведите презентацию профессий юрист или преподаватель правовых дисциплин.

Требования к оформлению презентации:

· требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.

· требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.

Тема 5. История образования и педагогической мысли как область научного знания

Вопросы для обсуждения:

1) Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития?

2) Каковы цели и содержание воспитания в условиях первобытнообщинного строя?

3) Каковы основные факторы возникновения и развития организованных форм воспитания и обучения в странах Древнего Востока?

4) Перечислите и охарактеризуйте методы получения педагогического знания на разных этапах развития образования и педагогической мысли.

5) Назовите основные этапы развития педагогики. Объясните, в чем состоит специфика каждого этапа.

6) Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?

Задание: докажите или опровергните тезис «Без прошлого нет настоящего». Выявите межпредметные связи дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Педагогика». Ответ оформите в письменном/ печатном виде. Объем работы не более 2-х страниц.

Тема 6. Становление образования и педагогической мысли на разных этапах развития человечества

Вопросы для обсуждения:

1) Каковы основные факторы возникновения и развития организованных форм воспитания и обучения в странах Древнего Востока?

2) Охарактеризуйте агонально-аристократическую культуру воспитания в Древней Греции. Каковы особенности воспитания и образования в эллинскую и римскую эпохи?

3) Охарактеризуйте основные факторы становления средневековой образовательной традиции?

4) Каково отношение Церкви к идеалам античной образованности?

5) Какова роль Церкви в становлении средневекового университета?

6) Охарактеризуйте развитие педагогической мысли и образования в эпоху Возрождения.

7) Выделите основные направления реформирования христианской школы периода Реформации и Контрреформации.

8) Какие основные идеи присущи педагогической мысли Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения?

9) Какие положения научно-педагогической системы Я.А. Коменского позволяют считать его основателем науки педагогики?

10) Охарактеризуйте развитие педагогической мысли и образования за рубежом в Новое время.

11) Охарактеризуйте особенности эпохи конца XIX – начала ХХ в. (технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов)?

12) Опишите основные тенденции школьного образования на Западе в начале ХХ в.

13) Проанализируйте основные реформаторские педагогические течения, выявите их место и роль в образовании ХХ в. (Э. Кей, М. Монтессори – «свободное воспитание»; Э. Мейман – экспериментальная педагогика; прагматизм – Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик; педагогика личности – Г. Гаудиг, Э. Линде, Э. Вебер; социальная педагогика – П. Наторп, П. Бурдье, Л. Кро, Ж. Мажо, Р. Ганье, Э. Дюркгейм; концепция трудовой школы – Г. Кершенштейнер; В.А. Лай – педагогика действия; С. Френе – функциональная педагогика; Э. Торндайк, Г. Спирмен – естественнонаучное течение в педагогике).

14) Проанализируйте содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ в. Какие особенности модернизации содержания образования существовали в данный исторический период?

15) Какие особенности стандартов в области содержания образования в Западной Европе и США Вам известны? Охарактеризуйте взгляды зарубежных педагогов на проблему стандартизации образования.

Задания:

1) Подготовьте доклад о первых университетах и проследите преемственность традиций университетского образования в наши дни.

2) Заполните таблицу «Основные направления и течения реформаторской педагогики в соответствии с их геополитическим расположением»

Концепция Страна, регион Представители Основные идеи
Свободное воспитание      
Прагматизм      
Экспериментальная Педагогика      
Педагогика действия      
Педагогика личности      
Функциональная педагогика      

3) Изучите какую-либо педагогическую систему и проанализируйте её по схеме: автор педагогической системы; концепция; цели педагогической системы; содержание педагогической системы; особенности деятельности педагога; особенности деятельности обучающегося; особенности общения в рамках системы; особенности взаимодействия с окружающей средой. Подготовьте презентацию.

Тема 7. Развитие отечественного образования и педагогической

Мысли

1) Какую роль сыграло принятие христианства в развитии образования на Руси?

2) Какие педагогические идеи содержатся в памятниках литературы XI-XIII вв.?

3) Проанализируйте особенности воспитания и обучения в Московской Руси в XIV-XVI вв.

4) Как повлияла на развитие образования идея «Третьего Рима»?

5) Какие основные подходы к образованию сложились на Руси к XVII в.?

6) Назовите и охарактеризуйте ведущие направления воспитания и обучения в России XVII в.

7) Какими новыми чертами отличалась школа XVIII в. в Российской Империи?

8) Каковы основные черты «Просвещение Петрова»? Охарактеризуйте образовательные учреждения периода правления Петра I.

9) В чем состояли особенности «Просвещенного абсолютизма» периода правления Екатерины II?

10) Назовите основные направления развития российской педагогики XVIII в.

11) Каковы были особенности развития образования до 60-х гг. XIX в.?

12) Какие цели и задачи преследовались учебно-воспитательными заведениями закрытого типа?

13) Чем можно объяснить успехи воспитания в Царскосельском лицее?

14) Покажит

Наши рекомендации