Расширение пассивного словарного запаса

Задание 1. Различение количества предметов (много -мало - один).

Задание 2. Различение величины предметов (большой - маленький).

Задание 3. Различение вкуса (сладкий - соленый).

Задание 4. Различение пространственного расположе­ния предметов.

Задание 5. Различение предметов по их назначению (лож­ка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).

Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

Задание 7. Выполнение действий по словесной инст­рукции взрослого.

Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.

а) без предмета:

иди - стой

беги - иди

ложись - садись

беги - стой

сиди - лежи

прыгай - беги

б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, про­лезь в него,

положи на пол.

Задание 9. Различение утверждения и отрицания:

иди - не ходи закрой глаза - не закрывай

пей - не пей дыши - не дыши

Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.

- Вова, сядь.

- Дети, садитесь. И т. п.

Задание 11. Различение формы единственного и мно­жественного числа существительных.

Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; кни­гу - книги, кубик - кубики; лист - листья; стул - стулья.

Активизация словарного запаса

Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педаго­гом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.

Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:

- мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;

- Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;

- суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;

- ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;

- пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;

- машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, па­нама;

- ягода, кубики, дерево;

- молоко, голова, сапоги, самолет.

-

Задание 2. Договаривание слов (зай - ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).

Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой...).

Задание 4. Объединение слов в двусложные предложе­ния.

Выделение на слух и в произношении ударного слога

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение го­лосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем сло­ге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог сло­ва, чтобы слово было узнаваемым.

Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

- Вова, вымой...

- Ната, вытри...

-Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную де­ятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

Наши рекомендации