Общее физическое оздоровление
Детей с нарушениями зрения
В условиях ДОУ для детей с нарушениями зрения решаются задачи, направленные на физическое оздоровление детей. Оздоровительные задачи сочетаются с образовательными и коррекционными.
К числу оздоровительных задач относятся следующие:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- улучшение физического развития воспитанников;
- повышение устойчивости детского организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- закаливание детей.
Необходимость решения данных задач обусловлена несколькими причинами.
При понижении зрения у детей наблюдается повышенная утомляемость, отмечается гиподинамия из-за боязни передвижения в незнакомом пространстве (дошкольники этой категории малоподвижны). У большинства воспитанников СДОУ III-IV вида имеются нарушения двигательной сферы. Всё это отрицательно сказывается не только на работоспособности детей, но и на их самочувствии, физическом развитии.
Для обеспечения физического развития дошкольников с нарушением зрения необходимо соблюдение ряда требований. Во-первых, надо обратить серьёзное внимание на условия, в которых ребёнок воспитывается. Помещение, где находятся дети, должно быть светлым и соответствовать нормативам. Так как дневной свет наиболее благоприятен для зрения, стол, за которым занимаются воспитанники, должен стоять ближе к окну. Оконные стёкла должны быть чистыми. На подоконниках не нужно размещать высокие ветвистые цветы и другие предметы, мешающие поступлению солнечного света. Если естественное освещение оказывается недостаточным, оно может быть дополнено электрическим освещением люминесцентными лампами. Такое освещение для зрения не противопоказано. Столы и стулья подбираются согласно росту детей. В старших группах желательно иметь двухместные столы. Привычка к правильной посадке во время занятий (при рассматривании картинок, лепке, рисовании и т.д.) должна вырабатываться у каждого ребёнка с 2-3 лет. Нарушение осанки негативно влияет на общее состояние различных органов и систем и приводит к повышенной утомляемости, усугубляет расстройство зрительной функции. В условиях СДОУ ребёнка учат самостоятельно проверять свою посадку (руку, согнутую в локте, ставят на стол так, чтобы пальцы касались угла глаза – 35 см.).
Особые требования предъявляются ко времени и организации проведения занятий. Время проведения занятий должно определяться возрастом ребёнка. Их следует чередовать с занятиями, не требующими напряжения зрения.
Большое внимание уделяется прогулкам. Рекомендуется, чтобы дети не меньше 4 часов в день зимой и почти весь день летом были на воздухе. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребёнка. Всё это создаёт физиологические основы для нормального развития зрительных функций.
С целью обеспечения охраны жизни воспитанников проводится работа по предупреждению детского травматизма. Ребёнок должен быть знаком с предметами, веществами, неверное использование которых может причинить вред и угрозу здоровью.
Детей учат правильно (в соответствии с сезоном, температурой воздуха) выбирать вещи, одеваться на прогулку.
Проведение комплекса специальных физических упражнений также благоприятно влияет на общее развитие детей и является составной частью оздоровительной работы в ДОУ. При подборе упражнений учитываются возраст ребёнка, состояние зрения, особенности физического развития. В этой связи врач посещает занятия, консультирует воспитателей, рекомендует тренировочные упражнения, среди которых могут быть различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на наружном крае стопы), наклоны в медленном темпе, упражнения «мостик», «велосипед» и др. При выполнении упражнений могут быть использованы различные атрибуты (мяч, палка, обруч, флажок, лента и др.).
Общее физическое оздоровление детей осуществляется в процессе учебной деятельности (на специально организованных занятиях по ритмике, физическому воспитанию, ЛФК), в ходе физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения на прогулке, физмимнутки) и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Общее физическое оздоровление детей осуществляется под контролем медицинского персонала ДОУ. При этом работа по физическому оздоровлению дошкольников с нарушенным зрением должна осуществляться не только в детском образовательном учреждении, но и в семье.
Литература
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. - М., 1978.
Кащенко Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
Медведь Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях. – Кишинёв, 1976.
Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. 1983. № 3. С. 73 – 75.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга, 1998.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Ред. Л.И.ж Плаксина. – М., 1995. С. 42 – 59.
Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология, 2001. № 2. С. 84 – 88.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли – сад – начальная школа. Часть I. Детский сад. – М., 1999.
Семёнов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.
Слепой ребёнок в семье (книга для родителей) / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1989.
Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология, 1992. № 5.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения / Ред. В.А. Феоктистова. – С.-Пб., 1995.
Хорош С.М. Родители и слепой ребёнок в семье // Слепой ребёнок в семье. – М., 1989.
Приложение 1