Дневник наблюдений за большими и малыми делами

ИМЯ РЕБЕНКА:_________Алекс____________________________________________

НАЧАТ: ________14_ноября____________________________________________

  День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7
среда четверг пятница суббота воскресен. понедел. вторник
Время Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т
 
7.00 С М
7.30 М М С
8.00 С М С М М С М С М М С
 
1
9.00

С С С С М С С
9.30 Ст м/ст
10.00 С М С Ст С С М
 
2
11.00

М С М С М С С С С
11.30 Ст
12.00 С С м/ст С Ст
 
13.00 С С С С С М М
 
14.00 С М М С С С С
14.30 М
15.00 С С С С М С М
 
16.00 С С С М С М С
16.30 М
17.00 М С М С С С С М
 
17.30

Ст М
18.00 С С С М С С С
18.30 М
19.00 С М М С С С М

Главной причиной неудачи родителей при обучении ребенка умению пользоваться туалетом бывает то, что они не относятся серьезно к составлению хорошего расписания и четкому следованию ему. Некоторые недооценивают важности ведения записей или не хотят потратить на внимательное прочтение этих страниц и анализ двухнедельных записей для определения графика ребенка. Другие делают это, но недоста­точно строго следуют ими же самими составленному расписа­нию. И в том, и в другом случае научить ребенка пользоваться туалетом не удается, и от этого проигрывает вся семья. Одна­ко большинство родителей добивались успеха, и вы можете оказаться среди них.

Дневник наблюдений за большими и малыми делами

ИМЯ РЕБЕНКА:_________Алекс____________________________________________

НАЧАТ: ________14_ноября_________________________________________



  День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7
среда четверг пятница суббота воскресен. понедел. вторник
Время Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т Ш Т
 
7.00
7.30 М М С М С М
8.00 С М С С М С С М М М С
 
11
9.00

С С С С С С С
9.30 Ст
10.00 М С М М Ст С С М
10.30 М
11.00 С С С С С М С
 

12.00 М М м/ст М С С М
 
13.00 С С М С М С М С
 
14.00 С М С С С С С
14.30 М
15.00 С С С М М М М
 
16.00 С С М С С С С
 
17.00 М М С С М С С
2
17.30

Ст М
18.00 С С М Ст С М Ст
 
19.00 М С С М М С М

В составлении оптимального расписания большую роль мо­гут сыграть ваш муж (или жена), соседи или старшие дети. По­этому полезно было бы обсудить планы обучения ребенка уме­нию пользоваться туалетом с кем-нибудь еще. Вообще неплохо привлечь к работе над вашей программой кого-то из окружаю­щих. Тогда с этим человеком вы сможете делиться своими впечатлениями о продвижении вперед.

Особое замечание

Составление расписания вождения ребенка в туалет для обучения его умению правильно делать малые дела

Для того чтобы составить расписание походов в туалет по ма­лым делам, вам следует проделать те же действия, что и для составления расписания походов в туалет по большому. Не­большие отличия заключаются в следующем:

1. В своем двухнедельном дневнике нужно обвести кружоч­ками время, когда ребенок мочится, и затем добавить эти моменты к первому расписанию.

2. Малые дела случаются чаще, чем большие, и поэтому от­меток в течение дня будет больше. Выберите из них 4-6 так, чтобы они отражали наибольшую вероятность события. Следующие друг за другом моменты не должны отстоять по времени меньше, чем на 1,5 часа.

3. Составьте расписание так, чтобы уже определенное вами расписание занятий по обучению умению пользоваться ту­алетом для больших дел было его частью.

4. Водите ребенка в туалет каждый отмеченный в расписа­ниираз.

Если вы собираетесь начать обучение ребенка с умения делать в туалете малые дела, запишите в оставленном специально для этого месте выбранные вами оптимальные часы (в соответ­ствии с результатами анализа двухнедельных записей).

_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________

Помните: Составление расписания - самая важная часть ва­шей программы.

Использование поощрений

Возможно, стоит еще раз заглянуть в главу 4, чтобы вспомнить, что в ней говорилось о поощрении. Для успешного обучения умению пользоваться туалетом поощрения очень важны, впро­чем, как и для обучения любым другим умениям.

Для начала потребуйте от ребенка сделать совсем малень­кий шаг, например просто сесть на унитаз. Вознаградить его усилия нужно немедленно: изюминкой, глотком сока - любым призом, который вы выбрали. Со временем ему не нужны бу­дут никакие поощрения, чтобы сесть на унитаз по вашей просьбе.

Будьте готовы вознаградить ребенка своим вниманием и особым отношением в момент, когда он сделает большие дела в туалете. После этого как можно скорее забирайте его оттуда, чтобы он там долго не ел и не играл. Не забывайте, что туа­лет - не игровая комната.

 
 
Поощрение Миссис Джонсонрешила научить Джамала ходить в туалет по большому, но ничего не получалось с самого начала: сын не желал сидеть на унитазе больше 30 секунд. Она знала, что Джамал любит ванильное печенье, любит, когда его хвалят, но как же он может заработать все это те­перь, если даже не сидит в туалете! Значит, первое, чего необходимо добиться, это продлить время сиде­ния на унитазе. Мы посоветовали миссис Джонсон похвалить и наградить Джамала сначала просто за то, что он просидел на унитазе 30 секунд, затем 40 се­кунд, затем 50, и так, пока он не научится сидеть в туалете 5 минут. В тех случаях, когда он будет вска­кивать раньше, миссис Джонсон будет одевать его и выводить из туалета, уделяя ему минимум своего вни­мания, и, конечно, - никакого печенья. Скоро Джамал поймет, что есть только один путь получить мамино внимание и печенье - сидеть на унитазе. Когда Джамал научился дольше сидеть на унита­зе, он начал делать там и большие дела, за что немед­ленно награждался похвалой и печеньем.  

Проблемы поведения

Стремясь дать вам максимально ясное представление о шагах, которые ребенок должен сделать, чтобы научиться пользоваться туалетом, мы не останавливались на его поведении. А ведь оно так или иначе может помешать вашим планам. Наши рассуждения могут порой казаться идеалистическими, словно ре­бенок никогда не будет возводить препятствий на вашем пути. Будет!

В конце этой главы мы обсудим несколько вопросов, кото­рые родители чаще всего задают нам. Некоторые из них каса­ются проблем поведения, возникающих в процессе обучения. Кроме того, можно обратиться к главам 16 и 17, посвященным проблемам поведения и путям их решения.

Наши рекомендации