Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.
Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.
Педагогика– наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Задачи педагогики делятся на пять основных групп:
1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.
3.Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.
4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).
Вопрос 5. Признаки личности. Формирование личностных качеств врача.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Личность – это человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.
Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.
Активность– характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.
Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).
Побуждение– мотивационный компонент характера нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, комического и другие мораль
Интересными формами общегрупповой дискуссии являются методы «мозгового штурма» и синектики. Эти методы достаточно широко используются при решении конкретных профессиональных проблем. Однако элементы этих методов могут быть применены и в учебном процессе.
Метод «мозгового штурма» разработан А. Осборном в 30-е годы как способ эффективного коллективного продуцирования новых идей и решений широкого спектра экологических, научно-технических, социально-психологических ситуаций. Он способствует расшатыванию стереотипов мышления, развитию его динамичности, формирует способность абстрагироваться от существующих ограничений и т.д. Как правило, «мозговой штурм» длится не более 1,0-1,5 часов и состоит из следующих этапов.
1. Организационный этап. Уяснение проблемы. Ознакомление с правилами проведения «мозгового штурма». Формирование рабочих групп (около 5 человек в каждой) и группы экспертов, цель которой - оценка и отбор наилучших идей. Длительность - до 10 минут.
2. Разминка. Основная задача этого этапа - установление атмосферы доверия в группе, преодоление психологических барьеров, препятствующих эффективному обсуждению (скованность, замкнутость, стеснительность и т.д.). Для проведения этого этапа можно рекомендовать некоторые упражнения, предложенные Д. Станфортом и А. Рорком (1977):
=> взаимоознакомление участников с тем, чтобы каждый участник понимал, что можно ждать от других (короткий рассказ о себе, физическое взаимодействие в парах, упражнение «зеркало» и т.д.);
=> выполнение совместных групповых упражнений в едином ритме;
=> обсуждение некоторых психологических проблем (почему люди неохотно выступают первыми, как вести себя в группе, чтобы добиться уважения и т.д.). При обсуждении этих проблем участники могут пробовать себя в разных ролях (эксперта, критика, генератора идей и пр.).
Длительность этапа 15-20 минут.
3. Мозговой штурм. Генерация идей идет одновременно во всех рабочих группах. Группа экспертов фиксирует все выдвинутые идеи (10-15 минут).
4. Отбор наилучших идей группой экспертов (10-15 минут). Участники штурма в это время отдыхают.
5. Подведение итогов. Публичная защита группой лучших идей.
Правила проведения «мозгового штурма» (по Осборну).
1. Никаких замечаний и критических высказываний - они мешают формулировке новых идей.
2. Приветствуется «парение мыслей». Чем необычнее идея, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем выше вероятность появления
новых идей.
4. Желательна комбинация идей, а также их развитие.
5. Высказываться кратко, избегать развернутой аргументации.
6. Одни генерируют идеи, другие обрабатывают их.
Метод синектики, предложенный У. Гордоном, имеет общие элементы с «мозговым штурмом». Кроме того, используются четыре приема, основанные на аналогии:
1) прямая аналогия (как решаются проблемы, похожие на данную);
2) личная аналогия (войти в образ рассматриваемого в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);
3) символическая аналогия (дать в нескольких словах образное определение сути проблемы);
4) фантастическая аналогия (как бы эту проблему решали сказочные персонажи). Как уже отмечалось, метод групповой дискуссии (или отдельные его элементы) может найти достаточно широкое применение при различных организационных формах проведения занятий. На семинарских занятиях групповая дискуссия может занимать основное время активной работы, на практических занятиях - во многом заменить традиционные опросы, на лабораторных занятиях - предшествовать выполнению лабораторной работы (или, напротив, проходить после ее завершения). -Вполне допустимо использование элементов дискуссии и на лекциях.
Метод фокус-группы, или групповое фокусированное интервью, - это еще один метод, адекватный специфике высшего медицинского образования. Этот метод напоминает форму консилиума, заключения по поводу врачебной ошибки, жалобы (обоснованной или необоснованной) пациента. Для обсуждения одной проблемы сталкиваются интересы от 10 до 12 человек.
В настоящее время метод фокусированного интервью используется как в учебных, так и в исследовательских целях.
Отличительные особенности фокусированного интервью заключаются в следующем:
—> интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной жизненной ситуации;
—> ситуация изучается педагогом заранее для выявления наиболее значимых вопросов и предварительных гипотез;
—> на основе предварительного анализа педагог разрабатывает план проведения интервью;
—> интервью направлено на получение от респондентов (в нашем случае - студентов) их видения и определения исследуемой ситуации и фокусируется на их субъективных переживаниях.
Предварительные ответы помогают не только проверить гипотезы, но и выявить иногда совершенно непредвиденные реакции, дают импульс для формулирования новых гипотез.
Специалисты подметили, что фокусированное интервью в силу нестандартизированного характера занимает промежуточное положение между «направленным» и «ненаправленным» интервью, позволяя фокусировать обсуждение на конкретной проблеме («направленное интервью») и использовать свободу формы высказываний обучающихся согласно «ненаправленному интервью».
Этот метод групповой дискуссии чрезвычайно интересен при обучении интернов, ординаторов, врачей.
Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек зрения позволяет увидеть обсуждаемые проблемы более глубоко и разносторонне, выявить целый комплекс личностных и социально-психологических проблем. Этапность проведения определяется в соответствии с правилами ведения дискуссии, а успех во многом зависит от руководителя.
Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.
Педагогика– наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Задачи педагогики делятся на пять основных групп:
1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.
3.Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.
4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).