Мотивация в обучении иностранному языку. Основные виды мотивации. Способы повышения мотивации при обучении ин яз.
Предмет иностранный язык
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования.
Особенности урока иностранного языка. Практическая направленность урока. На уроке учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и.я. как средство общения. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор. Атмосфера общения. учитель и ученики являются речевыми партнерами. Единство целей. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Адекватность упражнений цели урока. Последовательность упражнений. Комплексность урока. Каждая доза речевого материала пропускается через четыре основных вида речевой деятельности. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Логика урока иностранного языка.
По мнению Г.В. Роговой, цели в обучении иностранному языку в школе могут быть практическими, образовательными, культурологическими и воспитательными. Все они взаимосвязаны и действуют в единстве, практическая цель – главная. В Европе сформированы цели обучения каждого уровня. Уровни: waystagelevel user, threshold user, independent user, competent user, good user. Цель второго уровня – формирование коммуникативной компетенции (лингвистическая – овладение знаниями и навыками во всех аспектах языка, социолингвистическая – способность выбрать нужную языковую форму в нужной ситуации, социокультурная – знание многих планов выражения языка обеспечивает знание о культуре, стратегическая и дискурсивная – умение логично следовать и убедительно использовать навыки и умения речи, социальная – желание взаимодействия и умение ставить себя на место других).
Задачи в обучении в школе: формирование готовности к решению различных проблем (проблемно-ориентированное преподавание, использование рефлексивного подхода, стимулирование умения отвечать и формулировать вопросы, усиление автономии, пересмотр традиционных ролей ученика и учителя), развитие стремления учиться (в том числе и в дальнейшем) и умения применять знания к меняющимся условиям (обеспечение мобильности), совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в общении (родной и иностранный язык – единая логика развития).
Условия обучения в школе: можно сказать, отрицательные – недостаточная, непрофессионально организованная сетка часов (мало часов, младшие классы (2 и 3) – всего 2 часа в неделю), в расписании часто стоит последним уроком (или после трудов и физкультуры), большая наполняемость групп, большое количество разных учебников (свобода выбора, но нет идеала). Нейтрализация негативных моментов. В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения используются игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения.
Урок иностранного языка.
Планирование урока иностранного языка.Нельзя путать цель и задачи урока с планом. План урока сообщается после организационного момента, выбор языка зависит от уровня языковой подготовки класса. Цель урока связана либо с формированием, либо с развитием умений (устная речь, аудирование, чтение, письмо), в уроке 1-2, редко 3 цели (зависит от количества компонентов урока):Задачи связаны с аспектами языка (фонетика, лексика, грамматика, техника чтения, орфография) и формированием или развитием навыков. Урок должен быть малокомпонентным. Компонент урока –определенный отрезок учебного времени, посвященный конкретной цели и конкретной задаче и наполненный определенным количеством упражнений. Например, 1) тема My House 2) дом чт-е Логика в построении урока.Проверка д/з должна быть связана с упражнениями в уроке. От простого к сложному. Завершающее задание –речевое упражнение, коммуникативное. На уроке только 1 трудный момент (если вводятся новые слова, то только на базе старой грамматики, если новая грамматика –нет новых слов, но обязательно ее закрепить на уроке).Д/з должно быть либо подведением итогов урока, либо подготовкой к следующему уроку: если учитель знает, что на следующем уроке он начнет новую тему, то можно дать д/з повторить все слова, обозначающие, например, цвета.На задавание д/з- не менее 5 минут, оно должно быть очень подробно объяснено, желательно по-русски, а на доске –по-английски.Найти упражнение в учебнике и сделать начало каждого упражнения.Нужна ли фонетическая зарядка?Фонетическая зарядка нужна на начальном этапе, потом при корректировке произношения, но желательно связать ее с темой урока и после хоровой работы опросить индивидуально с оценкой.Желательно на каждом уроке проводить 2-3 речевые зарядки, БТС (беседа о текущих событиях) Новизна. Обязательно в каждом уроке должен быть неожиданный поворот, новая речевая задача: содержание одного и того же текста передавать несколько раз, не потеряв интереса (от лица разных персонажей, передавать его в диалоге, выступить в роли критика), новый собеседник –не фиксированные пары, делать их мобильными, использовать новые формы общения. КАКОЙ-ТО УВЛЕКАЮЩИЙ МОМЕНТ должен быть. Картинки, игрушки. БТСРаботает класс, учитель руководит.Режимы работыучитель-класс учитель-учащийся учащийся-учащийся учащийся-учитель учащийся-класс беседа лекция диспут круглый стол конференция интервью защита проектов рецензирование ролевые игры драматизация. Обязательно нужно подвести итоги урока. Специфика урока есть в первом вопросе. Компонент урока –это часть урока, объединенная общей целью и наполненная упражнениями.Может быть 10 упражнений, но один компонент. В уроке не должно быть более 3 компонентов, иначе возникает торможение. Бывает однокомпонентный урок- домашнее чтение. Преимущество малокомпетентного урока-усваиваемость. ДИДАКТИКА.Методика обучения иностранным языкам пользуется основными положениями педагогики. Она опирается на дидактические принципы. Принцип всестороннего развития личности учащегося в процессе обучения иностранному языку: его реализация предполагает формирование в каждом таких качеств всесторонне развитой личности как трудолюбие, тяга к знаниям, активная творческая деятельность. Воспитательная функция предмета иностранного языка состоит также в воспитании чувства уважения и дружбы к народам иноязычных стран. Развитие личности связанно с усвоением знаний о народе, стране, ее культуре и искусстве, приобщение к духовно-эстетическим ценностям народов. Принцип связи теории обучения с жизнью: диалектическое единство теории и практики в обучении иностранным языкам успешно реализуется тогда, если учащиеся, овладевая различными видами речевой деятельности, усваивают минимум необходимых теоретических знаний, обеспечивающих пользование языком как средством общения. Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учител: понимание процессов языка. Активность обусловлена интересом, формами работы. принцип научности и доступностиусвоение учащимися прочно установленных в науке положений с помощью методов. Доступностьвыражается в способности учащихся определенного возраста, определенной степени обученности понять то или иное явление и способ выполнения действий, входящих в состав сложного навыка или умения. К числу дидактико-технологических принципов можно отнести те дид. положения, которые касаются технологии обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку: 1) принцип наглядности имеет особо важное значение. 2)принцип прочности результатов обучения и развития познавательных и творческих сил учащихся. 3) Принцип положительного эмоционального фона обучения. 4) Принцип посильной трудности
Обучение фонетике
Обучение фонетике в средней школе предполагает формирование трех видов навыков: артикуляционных, навыков акцентирования (ударения) и интонационных навыков. Основная цельпри обуч Ф - овладение учащимися аппроксимативным произношением (максимально приближенным к оригиналу). Но сделать это очень сложно. Но учитель может кое-что сделать, чтобы максимально приблизить произношение учащихся к аппроксимативному:1) Ограничить количество ин. звуков и интонационных моделей, подлежащих отработке2) Приблизительное артикулирование некоторых звуков.Практически это выглядит так, что звуковая система англ. яз. подлежит усвоению полностью, но на звуки, похожие на звуки родного языка особого внимания не обращается. Интонационные модели сводятся к двум : low-fall и low-rise, а навыки акцентирования усваиваются полностью (включая логическое ударение).Основные принципы в обучении фонетике:1) равноценная задаца на протияжении всего обчения2) Обучение фонетике - это обучение навыку, поэтому 3 этапа: ознакомление (создание ориентировочной основы-учитель произносит, звук написан на доске,ученики произносят хором, по отдельности), стандартизирующий этап(упр-прослушайте звуки, поднимите руку, когда услышите его,сравнить русск и англ+работа над новой лексикой,чтение и запись), ситуативно-вариативный этап(упр коммуникативного характера-диалоги стихи песни, минимум 3 урока на 1 звук). 3)Фонетический навык может развиваться только в сочетании правилосообразного и имитативного. Произношение ближе всего к физиологии и труднее всего поддается осознанному контролю. Но использовать элемент необходимо.4) последовательная коррекция- не должна мешать речевой деят-ти(профилактика ошибок); для эфф коррекции нужно прибегать к объяснению. 5) активные(порождение звуков) и пассивные(пассивоное распознание звуков) стороны при обучении ф. КККОМБО 6) Фонетическая отработка д.б связана с чтением или записью; звуки и буквы закрепляются в единстве и это способствует выработке грамматического навыка, а также навыка техники чтения и орфографии. Трудности. 1) Частично совпадающие фонемы - самые трудные для обучения фонетике 2) Качество произношения звука в англ.яз. является смыслоразличительным3) долгота и краткость 4)оглушение звонких звуков у русских5) палатализация у русских6) широта звуков7) самый большой акцент у русских - на дифтонгах. Подходы к обучению фонетике: 1. Артикуляционный подход(И.А. Грузинская). 1) начинать обучение надо с обучения произношению, т.е. нужен вводный фонетический курс2) каждый звук должен быть отработан в отдельности3) необходимо изучить артикуляцию каждого звука4) формирование слуховых и произносительных навыков идет отдельно. Плюсы подхода:- система фонетических упражнений была создана с учетом интерференции- впервые стало уделяться внимание обучению фонетикеМинусы подхода:- подобные вводные курсы отнимают много времени, а чистоты навыка не дают- обучение произношению в отрыве от слуховых навыков тоже неэффективно2. Акустический подход (Пальмер). Упор не на сознательное усвоение звуков, а на его слуховое восприятие и имитацию. Усвоение звуков идет в речевом потоке в речевых моделях и чистоте фонетического навыка не придается большое значение. 3. Дифференцированный подход. Характерен для большинства школ. Заключается в грамотных сочетаниях 2х предыдущих подходов. Объяснение артикуляции должно быть понятно учащимся. Можно использовать графические образы и постепенно надо вводить транскрипцию.Место фонетической зарядки на уроке:Оно не может быть определено точно и как правило фонетическая зарядка в средних и особенно в старших классах постепенно заменяется речевой зарядкой (БТС).Но если звук страдает-корректировка. Фонетическая зарядка проводится перед конкретным заданием и является подготовительной работой к этому заданию В младших классах она должна присутствовать на каждом уроке, и как правило состоит из трех частей:- работа над новым звуком или звуками введенными на прошлом уроке- повторение слов с наиболее сложными звуками введенными значительно раньше (провдится только с уже изученными словами!!!!)- повторение развлекательного материала.На начальном этапе фонетическая зарядка проводится учителем, а затем постепенно подключается магнитофон, диктор.Фонетика в рамках заданий ЕГЭ: Фонетические навыки проверяются в устной части экзаменаЗадание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты. Фонетическая сторона речи: 1 балл если - Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл0 баллов если - Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл.2задание. Вопросы к объявлению. 1 балл если - Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия 0 баллов если - Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче, И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации3зад описать фото 4зад сравнить фото не более двух негрубых фонетических ошибок 2балла, не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)-1балл,пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок-0 баллов. Кодификатор к ЕГЭ по иностранным языкам 2016 год: 5.4 Фонетическая сторона речи5.4.1 Адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных типах предложений, в том числе применительно к новому языковому материалу. Требования к уровню подготовки выпускников:3.2.1 Владеть слухо-произносительными навыками в рамках лексико-грамматического минимума соответствующего уровня3.2.2 Владеть навыками ритмико-интонационного оформления различных типов предложения.
Обучение лексике
Формирование лекс навыка – одна из сложных задач в обучении ин-яз, лексика необозрима. Владение языком предполагает знание определенного кол-ва слов и умение применять их в речи (в различных видах реч дея-ти: устная речь, письмо, чтение, аудирование. Навык сфрмирован, если учащ знает значения слова, умеет произносить, извлечь из пямяти быстро, применить в речи.Существуют активный (репродуктивный-подлежит усвоению в устной и письм р) и пассивный (рецептивный-на уровне узнавания) уровень владения лексики (Щербой)
Целью обучения лексике является формирование активного и пассивного словаря учащегося, а также формирование лексической догадки. 1-ориентировочной основы учитель должен решить сколько слов и каким образом они должны быть введены на конкретном уроке. Должен быть составлен «ансамбль слов»( слова объединенные общей подтемой). На уроке происходит введение новой лексики и ее первичное закрепление новых слов.( как правило языковые упражнения). ! На введение и закрепление лексики нужно отводить не менее 20 мин. На уроке.
2Стандартизирующий: Вторичное закрепление, более сложные упр.на 1этапе некоммуникативным упражнениям, условно-речевым, на 2 этапе должен быть «выход в речь» в реальной речевой коммуникации.На этой стадии большое место уделяется работе над тематическим текстом, содержащим новые слова. 3Ситуативно-вариативный. Это самый важный этап т.к. пройденная лексика по теме переносится в другие ситуации, все это происходит на базе реальной речевой коммуникации.Методическая типология лексики1.Деление по частям речи. с глаголами сложнее работать, чем с существительными, также вызывают трудности глаголы с предлогами и наречиями. К тому же каждая лексическая единица обладает своими особенностями в образовании семантических связей с ней ( to arrive at\it)2.конкретную(тематическую) и абстрактную(атематическую). Конкретная лексика хорошо вписывается в различные темы, и поэтому легко организовать ее многократное повторение Абстрактная лексика по своему характеру атематична, она встречается в каждой теме, но для того, чтобы эти слова учащиеся могли употребить в речи, должна быть включена в эмоционально-заостренные предложения. Усвоение абстрактной лексики осложнено технически, поскольку эта лексика не связана с элементами образного мышления. самым best вариантом являестя home чтение, которое позволяет уже на 3ем году обучения усвоить и употреблять глаголы( to believe, to think, seems to me).3.структурно-служебные и полнозначные слова- c-сместоимения, предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, артикли, наречия времени и места. Несмотря на их частотность, они хуже всего усваиваются. Как можно чаще включать эти слова в разговорную деятельность: 1. При каждом вновь усвоенном слове нужно требовать перечисление всех ранее усвоенных слов этой категории.2. Время от времени проводить небольшие диктанты, а лучше quiz, они занимают мало времени, но эффективны4.«узловые»(распростр) и «не узловые»(нероспрастр).Узл - Это обознач существенные ( без которых не обойтись) для решения коммуникации при данных обстоятельствах. По этим словам должны быть установлены самые широкие лексические связи.5.семантически-трудные слова и нет.1. глаголыс управлением и меняют значение( look at\after).2. многозначные глаголы3. англ слова, которые соответствуют одному русскому значению(пустой- black page, a vacant room, an empty room, shallow person).С такими словами нужно работать особенно, во-первых объяснить понятно значение слов и обязательно организовать отработку.Способы семантизации лексики.1) наглядность(предметная или картинная, комментирование действия)- не все слова можно объяснить при помощи наглядности;-применяется на младшей ступени обучения;- наглядность д.бадекватной и однозначной.2) антонимы, синонимы beautiful=wonderful3) использование известных способов словообразования free+dom= freedom4) интренациональные слова5) догадка по контексту6) дифиницы по-нглийски7) перевод. требования при семантизации.1.минимальное кол-во времени2. в итоге д.б перевод на русский 3. в ходе семантизации уч-ся должны отчетливо изолировать слово4. после семантизации слово должно включатся в закрепительные упражнения, а потом речевую коммуникацию.Как нужно работать с новым словом1. Во время перемены написать слова на доске без перевода, к сложным словам написать транскрипцию. Слова закрыты.2.В нужный момент открыть. Учит показывает на 1-ое слово и громко, четко произносит его, ученики повторяют 2-3 раза, учитель семантизирует его.3. этап фонетической отработки. Учитель предупреждает, что спросит чтение слов на оценку. Слова повторяются за учителем в нескольких режимах( сверху-вниз, снизу-вверх, слево-направо, выборочно). После этого опрос слов по отдельности, прочитать слова в полголоса, а затем на оценку.4. Этап работы со значением словаWhat`s the Russian|the English for?5. Пишем в словарь.Если слова записываются на уроке, то учитель ходит по классу и проверяет, что пишут дети.6. Первичное закрепление лексики.Простые коммуникативные упр-я. Вопросы должны быть специальными ли альтернативными.7.Подведение итогов урока. Что мы делали на уроке? Какие новые слова мы выучили? Кто может назвать все слова?8.На следующий урок происходит вторичное закрепление. Слова обязательно написаны на доске без перевода Отчитать их фонетически и спросить на оценку. Проверить значение слова What`s the Russian|the English for? Выводить эти слова в речь(речевая зарядка6 учитель-класс, ученики – учитель, ученик-ученик).Упражнения: 1 на уровне слова (выразить тоже самое с помощью одного слова, как можно больше однокоренных; упр на уровне словосочетания (подстановочные таблицы палмера); на уровне предложения и фразового единства (ответить на вопрос, поставить вопрос к слову, описать картинку (опора)). Контроль – диктанты, ответы на вопросы, слова-карточки, перевод и тесты.В рез-те усвоения лексики в коре голов мозга формир прочные лексические стереотипы(стер самого слова, его словоформ и осн видов связей с др словами).—важно работать со словом в изоляции. Программные требованияЛексический минимум выпускников полной сред- ней школы составляет 1400 лексических единиц. значения лексических единиц, связанных с изученной тематикой и соответствующими ситуациями общения; значения оценочной лексики; значения идиоматической лексики в рамках изученных тем; значения реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;Лексика в рамках заданий ЕГЭЦелью ЕГД по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. лексика проверяется в рамках раздела «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»Проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.Задания двух уровней сложности (базовому и повышенному).– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму; – задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.время выпаолн-40мин Грамматика и лексика В4-В10Грамматические навыки по 1 баллу. В11-В16Лексико-грамматические навыки по 1 баллу. А22-А28Лексико-грамматические навыки по 1 баллу
Обучение грамматике.
Основная цель – формирование грамматических речевых умений.активным гр. минимум- те гр. явления для употребления в устной речи. (Принципы отбора: принцип распространенности в уст. речи, образцовости, исключения синонимичных явлений).пассивный минимум- гр. явления, узнавать и понимать в тексте или воспринимать на слух. (Принципы отбора: принцип распространенности в книжно-письменной речи, многозначности). при обучении можно выделить ядро активного гр. минимума, который необходим и достаточен для тех коммуникаций, которые проходятся в школе. Если концентрировать внимание в течение всех 10 лет обучения на этом ядре, то можно обеспечить учащимся относительно правильную речь.Ядро – при времени Simple, формы глагола “to be”и фразы с ним, множественное число сущ., личные местоимения, there is/are, степени сравнения прил., формы косвенной речи. Этот микрокосмос в англ. яз. при прочном его усвоении может обеспечить учащимся базовое владение англ. яз. (но понимание не очень).2 подхода обучению грамматике – имплицитный(без объяснения правила, прямой метод) и эксплицитный (с объяснением правила, сознательно-коммуникативный метод). Редко используются в чистом виде (в рамках интенсивной методики изучения – имплицитный). В школе распространен дифференцированный подход. Имплицитный путь. Схема: 1 этап – аудирование речевых образцов и гр. структур: This is a book. This is my book. This is not my book. Is this a book? Yes, it is. No, it is not. Is this a book or a notebook? … 2 этап- хоровое проговаривание за учителем. 3 этап – выполнение ответных упр. с учителем и друг с другом. 4 этап – учебный диалог с несколькими структурами.Эксплицитный подход – 2 пути.Дедукция – от общего к частному. Какой-либо языковой факт сообщается в виде правила самим учителем примерами, написан на доске, а правило – в тетрадь. Объяснение должно быть четким, конкретным, без использования сложных терминов, понятным и с примерами. Не занимает много времени на уроке, но не стимулирует умственную активность учащихся.минусы-трудно поним гр термины, грум навык сущ сам по себе, медленная речь.Индукция – от частного к общему. Учащиеся сами формулируют правило, исходя из контекста и имеющихся знаний. Стимулирует умственную активность учащихся, но имеет ряд недостатков: занимает много времени, не все гр. явления могут быть объяснены так, нет гарантий, что все поймут правило верно. Квант – отдельная трудность внутри гр. явления, которое подлежит отработке (Е.И. Пассов). Количество квантов не совпадает с количеством единиц обучения. ЕО – отрезок учебного времени, наполненный определенным количеством упр., направленных на преодоление трудности.кванты I, you, we read– 1.1 He/she reads– 2. 2 ЕО I, you, we read – 1.1He/she reads – 2. 21,1+2,1 ЭТАПЫШатилов Серг.Фил. 1.Презентация и объяснение нового материала. Этап создания ориентировочной основы. Цель 1 этапа – введение и объяснение способа образования и сферы употребления нового ГЯ, первичное его закрепления. Выполнение упр. И создание прочной ориентировочной основы для последующего навыка. Чтобы сформировать ориентировочную основу и должным образом объяснить ГЯ, нужно развить его на кванты. Правило должно быть объяснено по-русски, доступно, с примерами на доске. Существуют обобщающие правила и правила-инструкции.Затем следует небольшое количество упр., направленных на форму. На базе этих правил начинается свертывание правилосообразных действий. 2. Этап формирования грамматических навыков, тренировка предречевых и речевых упражнений. Стандартизирующий. Цель 2 этапа – сформировать гр. навык, выработать стандарт и довести до автоматизма. Свертывание правилосообразных действий начинается здесь. В результате выполнения большого количества упр. правило уходит на второй план. Идеальным является такое состояние, когда учащийся говорит на ин.яз., не задумываясь над формой, но если он допускает ошибку, всплывает правило. Использование гр. явления в свободной речи. 3.Использование гр. явления в свободной речи. Задача ситуативно-вариативного этапа (3) перенести сформированный навык из привычных условий в новые посредством речевых упр. (нек выделяют 4 этап-межтемная беседа).ЕГЭЦелью ЕГД по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.Задания двух уровней сложности (базовому и повышенному).– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму; – задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.время выпаолн-40мин Грамматика и лексика В4-В10Грамматические навыки по 1 баллу. В11-В16Лексико-грамматические навыки по 1 баллу. А22-А28Лексико-грамматические навыки по 1 баллуПрограммные требования: значение изученных грамматических явлений; значение видо-временны́ х форм глагола; значение неличных и неопределенно-личных форм глагола; значение глагольных форм условного наклонения; значение косвенной речи/косвенного вопроса; значение согласования времен; средства и способы выражения модальности; средства и способы выражения условия;предположения,причины,следствия,побуждения к действию.
Обучение аудированию.
Методика обучения аудированию.Аудирование служит для восприятия и понимания.Информационная потребность;Коммуникативность;Потребность в досуге;Ориентировочно справочные потребности.3 вида аудирования: Информационно-поисковое;Коммуникационно -поисковое;Культуроведческиориентированное.Существует 2 линии обучения аудированию: первая – аудирование учебных текстов, вторая – использование англ. языка во время урока. Аудирование это и цель и средство обучения. На базе аудирования можно легко развивать умения устной речи, письма и чтения.Трудности:Одноразовость предъявления;Говорящий не может приспособиться под уровень слушающего;Шумы, помехи, плохая акустика.Чихнул, кашлянул, сосед пристал с вопросами;Отсутствие источника аудирования (мимики);Индивидуальные особенности источника речи (голос мужской, женский, детский, привыкли к учителю, диалект);Особенности языкового материала (незнакомая лексика, идиомы, термины, аббревиатуры, даты, числа, омонимы, сокращенные формы);Лингвистические, фонетические сложности (долгота звука, ассимиляция, отсутствие оглушения, палатализация, широта гласных).Основная цель учителя понимание того, что учащиеся должны научиться понимать иностранную речь на слух, они должны расширять запас речи и научиться прогнозировать или догадываться по тексту. Следует помнить, что материал должен быть доступным, посильным. Надо помнить, что учащиеся будут воспринимать использованные фразы. С точки зрения грамматики речь учителя может отличаться от усвоенной грамматики, но не на много. В области лексики, предоставляется большая свобода и учитель может привносить в текст незнакомые слова, которые ему необходимы в работе. Незнакомой лексики должно быть не более 3%, она выписана на доске и должна с ней производиться работа. Сначала не больше 1-2 выражений. Кроме того, если учитель убедился, что слова закреплены хорошо и учащиеся оперируют ими, то только тогда можно давать новые.ак работать с текстом для аудирования.До прослушивания текста, незнакомые слова выписываются в 1 колонке, во второй стороне слова, которые они могли подзабыть. Затем, если есть в тексте географические названия или имена собственные, то их нужно выписать отдельно на доску с транскрипцией. Если класс слабый или класс не работал с аудированием, то желательно до чтения текста, предвосхитить его содержание.Перед первым чтением текста должны быть написаны задания, ключевые вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить после второго прочтения. При первом прочтении учитель старается читать текст громко и отчетливо, стараясь голосом или интонацией внимание к наиболее интересным факторам. После первого прочтения, учащиеся отвечают на вопросы.Второе прослушивание: что вы можете сказать о главном герое. После того как на вопросы ответили, можно попросить их пересказать текст, иногда можно перейти к обсуждению.Примеры упражнений обучения аудированию.1)упражнения для обучения воспроизведению биологической речи со стороны.- прослушать начало каждой реплики, составьте окончание.- прослушайте реплику, дайте ответ.- на ответную реплику дайте initial.- 5-6 реплик, составьте окончание.- прослушайте диалог записи, перечитайте в форме монолога. - перечитайте диалог от лица …- озаглавьте тему беседы- выделите из диалога новую для вас информацию.- добавьте свою информацию.2) упражнения для воспроизведения диалогической речи при участии в диалоге.- по мере воспроизведения диалога. Замените указанные реплики на свою, подходящую по смыслу.- на базе выученного диалога, рассказать в паре диалог со своими заменами.3) упр-я для воспроизведения монологической речи:- воспроизведите прослушанное и видоизмените начало и конец.- выделите основную идею, прокомментируйте ее- в речевом сообщении выделите куски и озаглавьте их.- прослушайте текст, заставьте на него рецензию, используя план:тема сообщения;действующие лица;краткое изложение содержания;оценка. Программные требования-Понимание на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем ( прогноз погоды, объявления, программы теле- и радиопередач, интервью, репортажи, фрагменты радиопередач);-Выборочное понимание на слух необходимой информации в объявлениях, информационной рекламе, значимой/запрашиваемой информации из несложных аудио- и видеотекстов.-Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения. Понимать основное содержание различных аутентичных прагматических и публицистических аудио- и видеотекстов соответствующей тематики;Извлекать необходимую информацию из различных публицистических аудио- и видеотекстов соответствующей тематики;Полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;Отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты; Определять тему звучащего текста;Выявлять факты, примеры в соответствие с поставленным вопросом, проблемой;Обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней. ЕГЭ разделе «Аудирование» – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. В разделах «Аудирование» и «Чтение» представлены задания, относящиеся к трем разным уровням сложности; Рекомендуемое время выполнения заданий по разделам: «Аудирование» – 30 минут. Понимание основного содержания прослушанного текста 6 баллов,Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации 7бвллов, Полное понимание прослушанного текста 7 баллов
Обучение письму
Программные требование: Заполнять различные виды анкет; сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в письме личного характера;Делать выписки