Теория навыков(habit) и умений(skill).

А.Н. Леонтьев

Речевая деятельность – это деятельность, связанная с языком и базируется на языке, но только она может быть средством для достижения какой-либо цели.(например, надо сообщить кому-либо что – либо). Речевая деятельность может также носить вспомогательный и основной характер.

Схема овладения иноязычной речевой деятельностью примерно такая:

В мозгу человека нужно построить так называемый нулевой цикл-правило.

После выполнения ряда упражнений ученики переходят на 1 этап - этап навыка и далее навык переходит в умение. Есть термин - речевой навык. Это способность учащегося осуществлять ту или иную речевую операцию при соблюдении след. Условий:

1) Скорость выполнения определенных действий (автоматизация)

2) Устойчивость ( понимание и освоение материала до определенной стадии гибкости). Если при пересказе текста учитель останавливает ученика и задает встречный вопрос и ученик адекватно отвечает -+

3) Сильная гибкость навыка, т. е. возможность переноса ситуации на другую. Например, ученик хорошо говорит на тему My day off , но при переходе на тему My holidays испытывает громадные затруднения, хотя обе темы базируются на одном и том же материале( Лексический материал и грамматика- pr-simple).

4) Возможность осознания, если учащийся допустил какую-то ошибку

Речевое умение- это способность учащихся осуществлять речевые действия по оптимальным параметрам. При формировании речевых умений происходит автоматизация правилосообразных действий, т.е. когда процесс, начинающийся с правила постепенно свертывается , он становится очень быстро ненужным и всплывает в сознании только тогда, когда возникает затруднение to correct a mistake. Процесс формирования речевого умения состоит из 4 уровней:

1)Уровень актуального сознания, т. е. учащийся должен знать правила наизусть

2)Сознательный контроль, т. е. опираясь на правило, ученик может почувствовать свою ошибку и исправить ее.

3)Уровень самоконтроля. Ученик как бы боковым зрением наблюдает за тем, что он говорит и чувствует, что что-либо не так.

4)Уровень автоматизации, т. е. правильное употребление лексического, грамматического или фонетического знака.

Выводы:

ü Всякое усвоение любого материала идет от правила.

ü Упражнения на усвоение языкового материала должны предусматривать помещение этого материала в фокус сознания учащихся, а потом к этому материалу надо возвращаться на другой лексической или грамматической базе.

ü На уроке должна присутствовать речевая практика.

ü Процесс формирования навыка предполагает постепенное вытеснение правилосообразных действий из сознания учащихся. Процесс длительный и всегда предполагает наличие ошибок.

ü Процесс формирования навыка предполагает постепенное усложнение упражнение, т. е. поднятие порога трудностей. Почти все учебники не соблюдают это и часто в них нарушен принцип последовательности. Более легкое упражнение следует за трудным.

ü Без письма (чтения) обучение предмету ущербно.

Урок иностранного языка.

Планирование урока иностранного языка.

Нельзя путать цель и задачи урока с планом. План урока сообщается после организационного момента, выбор языка зависит от уровня языковой подготовки класса (слабый класс/начальная ступень обучения –на русском языке, но постепенно переходить на английский, для этого нужно обязать учащихся завести специальные тетради- Classroom English, либо в словаре завести определенный раздел и туда записывать выражения классного обихода). В любом случае, затем спросить учащихся- что мы делаем сегодня?

Цель урока связана либо с формированием, либо с развитием умений (устная речь, аудирование, чтение, письмо), в уроке 1-2, редко 3 цели (зависит от количества компонентов урока):

||1) формирование умений устной речи по теме “My House”

2) развитие умений устной речи на базе главы 12 из текста…

Задачи связаны с аспектами языка (фонетика, лексика…) и формированием или развитием навыков:

1) Теория навыков(habit) и умений(skill). - student2.ru Формирование лексического навыка

2) Развитие фонетического навыка

3) Развитие навыка техники чтения 1 цель

4) Развитие орфографического навыка

1) Теория навыков(habit) и умений(skill). - student2.ru Развитие грамматического навыка употребления Past Simple 2 цель

2) Развитие навыка техники чтения

Урок должен быть малокомпонентным. Компонент урока –определенный отрезок учебного времени, посвященный конкретной цели и конкретной задаче и наполненный определенным количеством упражнений. Например, 1) тема My House 2) дом чт-е

Логика в построении урока.

Проверка д/з должна быть связана с упражнениями в уроке. От простого к сложному. Завершающее задание –речевое упражнение, коммуникативное. На уроке только 1 трудный момент (если вводятся новые слова, то только на базе старой грамматики, если новая грамматика –нет новых слов, но обязательно ее закрепить на уроке).

Д/з должно быть либо подведением итогов урока, либо подготовкой к следующему уроку: если учитель знает, что на следующем уроке он начнет новую тему, то можно дать д/з повторить все слова, обозначающие, например, цвета.

На задавание д/з- не менее 5 минут, оно должно быть очень подробно объяснено, желательно по-русски, а на доске –по-английски.

Найти упражнение в учебнике и сделать начало каждого упражнения.

Нужна ли фонетическая зарядка?

Фонетическая зарядка нужна на начальном этапе, потом при корректировке произношения, но желательно связать ее с темой урока и после хоровой работы опросить индивидуально с оценкой.

Желательно на каждом уроке проводить 2-3 речевые зарядки, БТС (беседа о текущих событиях)

Новизна. Обязательно в каждом уроке должен быть неожиданный поворот, новая речевая задача: содержание одного и того же текста передавать несколько раз, не потеряв интереса (от лица разных персонажей, передавать его в диалоге, выступить в роли критика), новый собеседник –не фиксированные пары, делать их мобильными, использовать новые формы общения. КАКОЙ-ТО УВЛЕКАЮЩИЙ МОМЕНТ должен быть. Картинки, игрушки.

Работает класс, учитель руководит.

Режимы работы:

учитель-класс

учитель-учащийся

учащийся-учащийся

учащийся-учитель

учащийся-класс

беседа

лекция

диспут

круглый стол

конференция

интервью

защита проектов

рецензирование

ролевые игры

драматизация

До того, как задавать д/з или после, нужно подвести итог урока.

Конспект урока.

1 лист –учебник, автор. Lesson 80. Цель, задачи. Наглядные пособия. Рисунок доски.

Теория навыков(habit) и умений(skill). - student2.ru

дата

……………..

……………..

2+3 лист

время этап урока ход урока методические рекоменд
8:30-8:32 организационный момент Good morning. Sit down….  
8:33-…. проверка д/з Let’s check up your H/w обратить внимание на..

Наши рекомендации