Шлепать ребенка можно только пока он еще мал
"Глупый король в окружении слепо преданных министров" - так кто-то описал
новорожденного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.
Как бы ни был король глуп, пока он еще совсем маленький и почти весь день
спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким
эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают
приструнивать свое чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает
что-то "неправильное", превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя
на данной стадии развития ребенка это уже не дает видимых результатов.
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как
"слепо преданные министры" в течение первого года жизни ребенка. Примерно в
2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и
тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше
его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и
тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого
порочного круга, есть только вдин выход - воспитывать и приучать ребенка к
дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его "Я".
Приведем простой пример. Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он
не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам
не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой.
Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы "свободного"
воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребенка.
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И,
наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому,
если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только
подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с
тем, которого ожидают родители.
Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может
воспринять это как оскорбление.
Злоба и зависть у ребенка - это выражение бессилия
Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому,
чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу.
Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это
им порой яажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспринимают чувства
ребенка так серьезно, как хотелось бы, не пытаются выяснять причину его
недовольства и раздражения.
Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской
психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся
неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в
его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева,
вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает
ребенка более эгоистичным и упрямым.
Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние
своего ребенка, а ребенок уверен, что они его не понимают, и это его
раздражает. Родителям необходима твердость характера, которая поможет им
отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разумной
твердости портит характер ребенка.
Ревность у ребенка появляется примерно в 1,5 года. Она может быть вызвана
появлением брата или сестры, особенно это касается первого ребенка в семье:
пока он был единственным, родители принадлежали только ему. Этот ребенок
может ревновать даже к родителям, когда они разговаривают между собой, и
такое поведение часто нельзя рассматривать как очевидный каприз.
Короче говоря, любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои
причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства
ребенка, только ругать или хвалить его, ребенок будет неудовлетворен. Цель
родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не
подавлять ее.