Тема занятия. Звуки А, О, У, И

ЦЕЛИ: дать детям определение гласных звуков, учить выделять, а также подбирать от­сутствующий гласный звук в середине односложных слов. Продолжать учить подбору слов на заданный гласный звук и синтезу односложных слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

Повторение символов гласных звуков.

Уточнение общих признаков гласных звуков (можно петь, тянуть, легко говорить).

Игра «Разложи картинки к символам».

Картинки раздаются всем детям, символы выставляются на доске (см. описание игры нас. 28).

Игра с фишками «Кто больше подберет слов на заданный гласный звук».

Символы соответствующих гласных звуков (по очереди) выставляются на доску. В каче­стве демонстрационного материала для подбора слов можно использовать картинки из аз­буки, где на одной странице изображено много предметов.

Игра «Какой звук пропущен?»

На доску выставляются по два символа согласных звуков, между ними оставлено место для символа гласного звука: Б[]К, ДОМ, СПК. Синтез и «чтение» восстановленных слов с вариантами (БАК, БЫК, БОК, ДОМ, ДАМ, ДЫМ, СОК, СУК).

Динамическая пауза.

Алый арбуз все ребята едят, Аист принес на амбар аистят.

Учит утка на пруду маленьких утят, Детки плавать на виду очень не хотят.

(Выделение гласных звуков в словах.)

6. Игра «Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове» (усложненный вариант).

Детям раздаются по 2-3 картинки, в названии которых содержится один гласный звук (мох, бак, дуб, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доску, к которой подходят

дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук. В случае ошибок или сомнений ис­пользуются зрительные символы.

Итог занятия.

Тема занятия. Звуки П, Т, К, М

(Игровые персонажи КАРЛСОН, МАТРЕШКА МАША, ПОРОСЕНОК ПАФ)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) согласные звуки П, Т, К, М в начале слов и соотносить их с соответствующими зрительными символами, учить подби­рать слова с указанными звуками, используя рифму и символ. Учить детей синтезировать односложные слова с помощью зрительных символов звуков, а также преобразовывать их, путем изменения одного звука. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

Повторение пройденного материала.

На доску выставляются символы звуков П, Т, К, М. Педагог предлагает детям, у кото­рых на один из данных звуков начинается имя (Павлик, Таня, Катя, Маша и др.) выйти к доске.

Игра «Угощенье гостям».

Педагог представляет гостей — Карлсона, матрешку Машу, поросенка Пафа и предлага­ет раздать им угощенье, но так, чтобы первый звук в его названии совпадал с таковым в имени гостя. (Мороженое, пышки, конфеты, компот, мармелад, пастила и пр. изображе­ны на карточках, которые лежат в корзинке). В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

В конце игры педагог показывает детям МАК (предмет или изображение) и предлагает подарить его матрешке Маше. Слово МАК выкладывается из символов и анализируется.

3. Синтез односложного слова (МАК) с помощью символов гласных и согласных звуков.

Преобразование слов: МАК -»-ТАК->ТУК -+ТОК, путем замены в схеме слов одного сим­вола.

4. Игра «Разные загадки кота Васятки». Подбор в стихотворение слов с учетом рифмы и

первого звука в слове (зрительной опорой являются соответствующие символы).

П Ты пернатых не пугай! — Пете крикнул (попугай).

М Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

К Не хотел котенок мыться, убежал он от (корытца).

Т Чтобы не замерзли лапки, мы сошьем котенку (тапки).

Динамическая пауза.

Белый снег еще идет, дворник улицу метет, Покатались мы на лыжах, поиграли мы в снежки, Сколько раз съезжали с горки, не забыли про коньки, Но зима уходит, где-то будет спать и видеть лето.

(Движения произвольные.)

6. Игра «Цветик-семицветик» с символами звуков П, К, Т, М, Д, Б, Г(см. описание на с. 30). Во время игры на данном занятии особое внимание уделяется дифференцировке пар звонких — глухих согласных звуков.

Итог занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.,1958.

Понятийно -терминологический словарь/Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.

Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. М.,1958.

Кустарева В. А. и др. Методика русского языка. М.,1973.

Люблинская А. А. Детская психология. М.,1971.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,1958.

Иваненко А. П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Киев,1987.

Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н.В.Дуровой. М., 1998.

Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. М.,1922.

Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи. М., 1952.

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1940.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.

Журова Л. Е. и др. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. М., 1992.

Журова Л. Е. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летне­го возраста. Киев,1988.

Ту макова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.

Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у де­тей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Р.А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1984.

Журова Л. Е. Исследования развития звукового анализа у детей дошкольного возраста: Док­лады академии пед. наук РСФСР, 1961г.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1997.

Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возра­ста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993.

Русский язык/ Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1995.

Филичева Т. В., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Про­свещение, 1987.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Моногра­фия. М., 1999.

Матвеева А. Н. Звуки и буквы. М.: Рекорд, 1994.

Лопухина И. Логопедия. М., 1995.

Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, 2000.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

Колесникова Е. В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.

ШумаеваД, Г. Как хорошо уметь читать. СПб, 1999.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Спб: Акцидент, 1997.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа». М.:ЭГСИ, 1999.

Содержание

Вступление........................................................................................................................3

Наши рекомендации