От многообразия выбора к авторским технологиям
Нам удалось раскрыть только некоторые технологии обучения. Палитра образовательных технологий чрезвычайно разнообразна. Ряд технологий непосредственно связан с организационной средой обучения: работа в динамических парах (В. К.Дьяченко), когда каждый из партнеров обучает другого, выступая в роли педагога; работа в вариационных парах (чаще всего в составе малой группы), когда происходит обмен материалами, варианты которого прорабатываются каждым членом группы; работа в малых группах, в которых идет совместный поиск решения, проводятся дискуссии, осуществляется взаимоконтроль. Значительное распространение приобретает модульная (или блочно-модульная) технология. Она предусматривает деление курса на крупные блоки (разделы, модули). При этом содержание каждого блока проработано методически: определяются знания и умения, необходимые для изучения модуля, задаются (вариативно) методы изучения, средства контроля усвоения, способы отчета о проделанной работе.
Известна технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) изучаемого материала, предложенная П. М. Эрдниевым. Согласно ей изучаются взаимосвязанные действия, функции, операции на основе обобщенных подходов. П. М. Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все математические предметы, изучаемые в школе (арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, черчение), собственно учебник и задачник. Учащимся предлагается одновременно изучать взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, логарифмирование и потенцирование; взаимосвязанные структуры и понятия: прямой и обратный порядок слов в предложениях, эндо- и экзотермические реакции по химии и др.; сопоставлять родственные или взаимосвязанные по-
нятия: уравнения и неравенства, свойства прямой и обратной пропорциональности и т. д.
Весьма интересна, как уже отмечалось, идея школы «диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Диалог в ней выступает не только организационной формой, но и принципом организации самого содержания, средством раскрытия истории мировой культуры и культурного становления личности обучаемых. Обучение строится на сопоставлении античного (эйдетического, образного) мышления, средневекового («причащающего») мышления, рационалистического мышления Нового времени и современного релятивистского, многомерного мышления. Изучаются тексты различных культур. В ходе диалога, сравнения речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры выявляются «точки удивления», «воронки», исследование которых рождает историческое мышление. Следует заметить, что на практике использование данной технологии как ведущей оказалось все же довольно затруднительным. Да и в сущности данная система ближе к авторской методике обучения и развития.
С еще большей определенностью как творческую авторскую методику можно характеризовать систему гуманно-личностного обучения Ш. А. Амонашвили. В основе его системы лежит искусство любви к детям, представление о высокой миссии каждого ребенка, которую нужно ему раскрыть и помочь реализовать. Поэтому у ребенка должно быть счастливое детство, и именно урок выступает формой жизни детей, их духовного обогащения в процессе обучения и сотрудничества друг с другом и с педагогом.
Гласность, атмосфера доверия, романтики, достижения успеха, коллективное оценивание результатов деятельности без выставления отметок, игровые моменты (выявление намеренных ошибок учителя, например) и особенно развивающий характер деятельности, обучения, выраженный даже в названиях предметов (познавательное чтение, письменно-речевая деятельность, математическое воображение, духовная жизнь, шахматы и др.), — все это элементы развивающей личностно-ориентированной системы известного педагога-гуманиста. Видимо, в строгом смысле слова эту систему нельзя назвать технологией, ибо реальное содержание и последовательность шагов обучения в каждом случае, исходя из общих признаков и подходов, планирует и реализует каждый педагог, создавая авторскую методику обучения и развития.
Наверное, и даже самую строгую инструментальную технологию, чтобы вдохнуть в нее жизнь, наполнить человеческим содержанием и смыслом, нужно в какой-то мере сделать авторской, учесть особенности личности обучающихся, коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и особенности самого педагога.
Вопросы для размышления и контроля
1. Что такое образовательная технология? Какую роль играют педагогические технологии в обучении? Каково соотношение технологии и методики? Совместимы ли технология и творчество в деятельности педагога?
2. В чем различия понятий: «современная образовательная технология» и «новая образовательная технология»?
3. Известный литературовед и философ М.М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» (Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — С. 126). Какие выводы, связанные с организацией и технологией обучения, можно сделать из этого высказывания?
4. Какую роль в обучении играют задачи и гипотезы? Как добиться, чтобы ученик «присвоил» задачу, научился сам ее формулировать?
5. Чем объясняется созидательная роль игры в обучении?
6. Обоснуйте уровневые критерии усвоения знаний и обученности (школьников, студентов).
7. Студентам заочной формы обучения вместо заданий, отпечатанных на бумаге, выданы те же задания, но в файлах на дискетах. Результаты своей работы они должны также подготовить в виде файлов и отправить дискеты по почте преподавателю. Можно ли считать, что здесь используются элементы дистанционного обучения?
8. Какие из информационных технологий наиболее подходят для изучения иностранных языков учащимися старших классов?
9. Почему термин «компьютерная технология» является более узким, чем термин «информационная технология»?
10. Могут ли современные информационные технологии способствовать развитию творческих способностей?
11. Студенты разных стран проводят совместное исследование проблем защиты окружающей среды, обмениваясь информацией по электронной почте и участвуя в деловых играх. Какие педагогические цели могут быть достигнуты в ходе выполнения такого проекта?
Практические задания
Сформулируйте учебные проблемы по одной из тем любого предмета;
приведите примеры использования в решении проблемы различных эвристик;
составьте систему задач по одной из тем;
сформулируйте образовательные цели обучения, соответствующие различным уровням усвоения, в действиях по предмету;
разработайте систему образовательных целей обучения (стандартов) по законченной части курса;
составьте проверочные тесты по предмету, соответствующие 1, 2 и 3-му уровням усвоения;
представьте одно и то же задание по предмету в различных формах (словесной, схематичной, изобразительной и т.д.);
спрогнозируйте затруднения учащихся при изучении конкретного материала и определите виды возможной помощи;
сконструируйте познавательно-дидактическую игру по предмету;
представьте проблему в изучаемом материале по любому предмету в виде разыгрывания ролей;
создайте условия для игрового конфликта при изучении определенной темы;
разработайте фрагмент деловой игры и докажите его необходимость и правомерность при изучении данного материала.
Литература
Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. — 1996. - № 2.
Беспалъко В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1990.
Кастро К., Алъфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании // Перспективы: вопросы образования. — М., 1991. — № 2. — С. 59 — 71.
Хлорин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.
Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.
Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград, 1995.
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. — М., 1989.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М., 1996.
Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова. — М., 1994.
Самоучкина Н. В. Организационно-обучающие игры в обучении и развитии. — М., 1996.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
СмолкинА.М. Методы активного обучения. — М., 1991.
Цевенков Ю. М, Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. / НИИВО). - М., 1990. - Вып. 8.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.
Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.
ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1994.
Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.