От многообразия выбора к авторским технологиям

Нам удалось раскрыть только некоторые технологии обучения. Палитра образовательных технологий чрезвычайно разнообраз­на. Ряд технологий непосредственно связан с организационной средой обучения: работа в динамических парах (В. К.Дьяченко), когда каждый из партнеров обучает другого, выступая в роли педагога; работа в вариационных парах (чаще всего в составе ма­лой группы), когда происходит обмен материалами, варианты которого прорабатываются каждым членом группы; работа в ма­лых группах, в которых идет совместный поиск решения, прово­дятся дискуссии, осуществляется взаимоконтроль. Значительное распространение приобретает модульная (или блочно-модульная) технология. Она предусматривает деление курса на крупные бло­ки (разделы, модули). При этом содержание каждого блока про­работано методически: определяются знания и умения, необхо­димые для изучения модуля, задаются (вариативно) методы изу­чения, средства контроля усвоения, способы отчета о проделан­ной работе.

Известна технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) изучаемого материала, предложенная П. М. Эрдниевым. Согласно ей изучаются взаимосвязанные действия, функции, операции на основе обобщенных подходов. П. М. Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все математические предметы, изучаемые в школе (арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, чер­чение), собственно учебник и задачник. Учащимся предлагается одновременно изучать взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в сте­пень и извлечение корня, логарифмирование и потенцирование; взаимосвязанные структуры и понятия: прямой и обратный поря­док слов в предложениях, эндо- и экзотермические реакции по химии и др.; сопоставлять родственные или взаимосвязанные по-

нятия: уравнения и неравенства, свойства прямой и обратной про­порциональности и т. д.

Весьма интересна, как уже отмечалось, идея школы «диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Диалог в ней выступает не только организационной формой, но и принципом организа­ции самого содержания, средством раскрытия истории мировой культуры и культурного становления личности обучаемых. Обуче­ние строится на сопоставлении античного (эйдетического, образ­ного) мышления, средневекового («причащающего») мышления, рационалистического мышления Нового времени и современного релятивистского, многомерного мышления. Изучаются тексты раз­личных культур. В ходе диалога, сравнения речевой стихии рус­ской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры выявляются «точки удивления», «ворон­ки», исследование которых рождает историческое мышление. Сле­дует заметить, что на практике использование данной технологии как ведущей оказалось все же довольно затруднительным. Да и в сущности данная система ближе к авторской методике обучения и развития.

С еще большей определенностью как творческую авторскую методику можно характеризовать систему гуманно-личностного обучения Ш. А. Амонашвили. В основе его системы лежит искусст­во любви к детям, представление о высокой миссии каждого ре­бенка, которую нужно ему раскрыть и помочь реализовать. Поэто­му у ребенка должно быть счастливое детство, и именно урок выступает формой жизни детей, их духовного обогащения в про­цессе обучения и сотрудничества друг с другом и с педагогом.

Гласность, атмосфера доверия, романтики, достижения успе­ха, коллективное оценивание результатов деятельности без вы­ставления отметок, игровые моменты (выявление намеренных оши­бок учителя, например) и особенно развивающий характер дея­тельности, обучения, выраженный даже в названиях предметов (по­знавательное чтение, письменно-речевая деятельность, математи­ческое воображение, духовная жизнь, шахматы и др.), — все это элементы развивающей личностно-ориентированной системы из­вестного педагога-гуманиста. Видимо, в строгом смысле слова эту систему нельзя назвать технологией, ибо реальное содержание и последовательность шагов обучения в каждом случае, исходя из общих признаков и подходов, планирует и реализует каждый педа­гог, создавая авторскую методику обучения и развития.

Наверное, и даже самую строгую инструментальную техноло­гию, чтобы вдохнуть в нее жизнь, наполнить человеческим содер­жанием и смыслом, нужно в какой-то мере сделать авторской, учесть особенности личности обучающихся, коллектива, обстоя­тельства реального жизненного окружения и особенности самого педагога.

Вопросы для размышления и контроля

1. Что такое образовательная технология? Какую роль играют педагоги­ческие технологии в обучении? Каково соотношение технологии и мето­дики? Совместимы ли технология и творчество в деятельности педагога?

2. В чем различия понятий: «современная образовательная техноло­гия» и «новая образовательная технология»?

3. Известный литературовед и философ М.М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождает­ся между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалоги­ческого общения» (Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — С. 126). Какие выводы, связанные с организацией и технологией обучения, можно сделать из этого высказывания?

4. Какую роль в обучении играют задачи и гипотезы? Как добиться, чтобы ученик «присвоил» задачу, научился сам ее формулировать?

5. Чем объясняется созидательная роль игры в обучении?

6. Обоснуйте уровневые критерии усвоения знаний и обученности (школьников, студентов).

7. Студентам заочной формы обучения вместо заданий, отпечатанных на бумаге, выданы те же задания, но в файлах на дискетах. Результаты своей работы они должны также подготовить в виде файлов и отправить дискеты по почте преподавателю. Можно ли считать, что здесь использу­ются элементы дистанционного обучения?

8. Какие из информационных технологий наиболее подходят для изу­чения иностранных языков учащимися старших классов?

9. Почему термин «компьютерная технология» является более узким, чем термин «информационная технология»?

10. Могут ли современные информационные технологии способство­вать развитию творческих способностей?

11. Студенты разных стран проводят совместное исследование про­блем защиты окружающей среды, обмениваясь информацией по элект­ронной почте и участвуя в деловых играх. Какие педагогические цели могут быть достигнуты в ходе выполнения такого проекта?

Практические задания

Сформулируйте учебные проблемы по одной из тем любого предмета;

приведите примеры использования в решении проблемы различных эвристик;

составьте систему задач по одной из тем;

сформулируйте образовательные цели обучения, соответствующие различным уровням усвоения, в действиях по предмету;

разработайте систему образовательных целей обучения (стандартов) по законченной части курса;

составьте проверочные тесты по предмету, соответствующие 1, 2 и 3-му уровням усвоения;

представьте одно и то же задание по предмету в различных формах (словесной, схематичной, изобразительной и т.д.);

спрогнозируйте затруднения учащихся при изучении конкретного материала и определите виды возможной помощи;

сконструируйте познавательно-дидактическую игру по предмету;

представьте проблему в изучаемом материале по любому предмету в виде разыгрывания ролей;

создайте условия для игрового конфликта при изучении определен­ной темы;

разработайте фрагмент деловой игры и докажите его необходимость и правомерность при изучении данного материала.

Литература

Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. — 1996. - № 2.

Беспалъко В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный под­ход. — М., 1990.

Кастро К., Алъфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании // Перспективы: вопросы образования. — М., 1991. — № 2. — С. 59 — 71.

Хлорин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.

Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ за­рубежного опыта. — М., 1997.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.

Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.

Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструи­рования учебного процесса. — Волгоград, 1995.

Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотвор­ные идеи. — М., 1989.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и раз­витии. — М., 1996.

Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова. — М., 1994.

Самоучкина Н. В. Организационно-обучающие игры в обучении и раз­витии. — М., 1996.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

СмолкинА.М. Методы активного обучения. — М., 1991.

Цевенков Ю. М, Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. / НИИВО). - М., 1990. - Вып. 8.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.

Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1994.

Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.

Наши рекомендации