Имитационная (моделирующая) технология обучения

Имитационную технологию обучения (ИмТО) чаще всего на­зывают технологией «активного обучения». Но это название не отражает ее специфики, так как одно из требований к любому методу — требование активности. Специфика же имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.

Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащих­ся, адекватной реальной общественной жизни, превращает шко­лу из школы учебы, оторванной от реальности, в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного про­цесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ори­ентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной, других областей жиз­ни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.

Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии.

Неигровые методы

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, кото­рая имела те или иные последствия (положительные или отрица­тельные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулиро­вать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались сред­ства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащие­ся должны не только сформулировать проблему, но, разделив­шись на группы, разработать варианты ее решения. Затем органи­зуется «защита» решений, коллективное обсуждение.

Надо отметить, что в большинстве случаев педагоги рассмат­ривают такую имитационную технологию обучения только как средство, которое вызывает у учащихся интерес к процессу обу­чения своей занимательностью, необычностью, оставляя без долж­ного внимания ее сущностное, специфическое значение для це­лостного развития личности по сравнению с традиционными ме­тодами обучения. Это приводит к тому, что применение методик ИмТО часто бывает спонтанным, случайным, даже конъюнктур­ным. Такая позиция не позволяет эффективно использовать дан­ную технологию для решения развивающих задач обучения, кото­рые не могут быть выполнены с помощью традиционных методов обучения.

Назовем те недостатки традиционного обучения, компенсация которых возможна с помощью ИмТО.

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассив­ный характер усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результа­та. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и пред­писаний формируется тип личности, привыкающей подчинять­ся, а не тип личности свободного человека, осознающего ответ­ственность за свой выбор, свои действия.

Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эф­фективно только для той части учащихся, у которых хорошие спо­собности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выра­женными задатками наглядно-образного или наглядно-действен­ного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно разви­ваться эмоциональная сфера детей, их чувства (конечно, высоко­квалифицированный педагог находит средства развития чувств школьников, но сущностная особенность традиционных методов не гарантирует это). То, что не проходит через чувства, не перехо­дит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях.

Специфической особенностью традиционного обучения явля­ется его массовый характер. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организо­ваннее общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности.

Технология ИмТО помогает избежать указанных недостатков традиционного обучения. Это обеспечивается благодаря следую­щим особенностям технологии ИмТО:

— деятельностный характер обучения (вместо вербального), орга­низация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, реф­лексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепля­ются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;

— использование группы (коллектив — высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизне­деятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т. д.

Сегодня достаточно прочно утвердилась позиция, что цель обу­чения — это усвоение подрастающим поколением человеческой культуры и ее дальнейшее развитие. Сущностью технологии ИмТО

ПО

является построение обучающей деятельности, адекватной струк­туре культуры через формирование у обучаемых ценностных ори­ентации, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлек­сия). При этом необходима организация жизнедеятельности групп (коллективов), в процессе которой происходит «впитывание» куль­туры, развитие личности и сообщества.

Известно, что в 20-е годы в советской школе предпринималась попытка использовать методы ИмТО, но затем от них отказались. Среди причин отказа можно назвать неразработанность вопросов коллективообразования, динамики развития групп, отношений между личностью и группой, вследствие чего многие учащиеся оставались пассивными и коллективная мыследеятельность была слабо развита. Плохо был проработан механизм обобщения, пере­вода обсуждаемого в индивидуальное достояние каждого члена группы. Сыграл свою роль и переход в советском обществе от оп­ределенных демократических тенденций 20-х годов к авторитар­ным в 30-х годах.

Возвращение в нашу школу имитационных методов обучения в конце XX столетия также объясняется рядом обстоятельств. В пер­вую очередь, это стремление к демократизации обучения (в соот­ветствии с процессами, происходящими в обществе). Надо отме­тить и атмосферу поиска новых подходов, новаций в современ­ном образовании. Успешность применения методов ИмТО в учеб­ном процессе сегодня может быть обеспечена тем, что в психоло­го-педагогической науке разработаны вопросы деятельности групп, механизмов рефлексии и т. д.

Организация эффективного обучения учащихся по технологии ИмТО (имея в виду целостное развитие личности) предполагает соблюдение ряда принципов.

Принцип проблемности. Технология ИмТО, в отличие от обуче­ния готовым решениям, основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуж­дения, т. е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т. е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обу­чение становится личностно значимым и развивающим.

Организация коллективной мыследеятельности через разреше­ние проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную дея­тельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвое­ние новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.

Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личност­ного взаимодействия педагога и ученика, ученика — ученика. Орга­низация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по тех-

нологии ИмТО требует вовлеченности участников учебного про­цесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмо­ционально-нравственных ситуаций на основе собственных пози­ций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.

Эффективность обучения радикально зависит от того, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового вза­имодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает во­левые усилия.

Принцип единства развития каждого участника и группы (кол-лективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осу­ществляется не только в процессе парного взаимодействия с педа­гогом (даже очень хорошим), но и в ходе общения со многими людьми. Общение — это средство становления у ребенка (и у любо­го человека) многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. е. общение — это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «пар­ной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопере­живание любому человеку вряд ли можно развить только умозри­тельным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующе­го поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения. Анало­гичный подход правомерен по отношению к любой другой сторо­не личностного развития (социализации, нравственному станов­лению и т.д.).

Технология ИмТО предполагает организацию педагогом раз­вивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означа­ет постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне раз­вития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможно­сти в плане развития каждого ее участника.

Принцип самообучения на основе рефлексии. Технология ИмТО ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участ­ника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предо­ставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слу­шателя и т. д.

Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего со­зревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к

результату, способствует систематизации, обобщению конкрет­ных способов деятельности, что открывает возможности для це­лостного развития личности и самообучения.

Для успеха ИмТО исключительно важное значение имеют пси­хологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имита­ционные методы обучения ведут к личностному развитию обуча­ющихся.

Приведем основные требования к характеристикам общения в системе ИмТО:

• доброжелательность, неагрессивность предложений, обраще­ний и т. д.;

• возможность свободного проявления чувств. Психологи уста­новили, что усвоение детьми конвенциональных норм может при­вести к подавлению их истинных чувств, к неуверенности, а это значительно снижает способность к творчеству;

«развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллек­тивных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;

• использование способов ненасильственного общения, напри­мер таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирова­ние на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансиро­вания похвалы и т.д.;

. развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т. е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу воп­роса;

• развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложе­ния) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т. е. воспринимать их как проблемные ситуации.

Проведение организационно-деятельностных игр предполага­ет последовательное осуществление этапов технологического цикла:

1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определе­ние целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп.

2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллек­тивное обсуждение целей, способов деятельности, создание твор­ческих групп.

3. Работа по творческим микрогруппам: проектировочная деятельность — определение собственных

целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности;

исполнительская деятельность — реализация программы коллективной мыследеятельности; выработка коллективной, индивидуальной позиции; контроль и коррекция рабочего процесса.

4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой (научное аргументирование позиции, отстаивание или смена ее).

5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. На основе анализа устанавливается соответствие между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и ее результатом. Каждый участник коллективной мыследеятельности осознает ценность деятельности, определяет собственное место в системе от­ношений, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Игровые методы

Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение); и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко; практикуются обучающие имитационные игры, но используются; также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске 1 лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучаю­щих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности време­ни чаще используются отдельные игровые ситуации или фраг­менты.

Применяются несколько видов игр.

Организационно-деятелъностные игры (ОДИ), предусматрива­ющие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — «сделать» группу едини­цей учебного процесса, но при условии сохранения личной пози­ции каждого.

Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее реше­ния.

Деловые игры, представляющие собой имитационное модели­рование реальных механизмов и процессов. Это форма воссозда-

ния предметного и социального содержания, какой-либо реаль­ной деятельности (профессиональной, социальной, политичес­кой, технической и т. д.). Необходимые знания усваиваются участ­никами игры в реальном для них процессе информационного обес­печения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситу­ации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, пост­роенные на внешней занимательности, и игры, требующие дей­ствий, которые входят в состав деятельности, подлежащей усвое­нию.

Пример первого вида игр: на уроке русского языка предлагается ситуация, когда ученики должны перевести «козлика» через «мост над пропастью», вставив необходимые буквы в слова. Здесь ситуа­ция используется только как стимул, возбуждающий интерес у школьников (соревнования, аукционы, конкурсы и т.д.).

Пример дидактических игр, имитирующих сущность механиз­ма: на уроке физики каждый ученик из одного ряда представляет собой «положительный источник питания», ученики из второго ряда — «отрицательные источники»; они должны соединять руки, как бы составляя последовательное или параллельное соединение. В данном случае действия учащихся имитируют схему соединения источников, т. е. само содержание обучения.

Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познава­тельно-дидактические, ролевые и деловые игры можно предста­вить как своеобразную «матрешку», которая сначала должна быть дана в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и реше­ния конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познаватель­но-дидактические игры, которые могут проводиться в виде про­стейших элементов занимательности, в виде копирования науч­ных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, кон­ференция, «Поле чудес» и т. д.) и в виде предметно-содержатель­ных моделей (например, игры-путешествия, когда надо разрабо­тать рациональный маршрут, пользуясь различными картами; со­ставление сказок и т. д.).

Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Пос­ле получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно под­готовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме орга­низовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

Информационные технологии в образовании

В наше время информация имеет такую же стратегическую цен­ность, как и традиционные материальные и энергетические ре­сурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах об­щественного развития. Безусловно, это один из существенных факторов, определяющих конкурентоспособность страны, регио­на, отрасли и отдельной организации.

Важная роль в процессе создания и использования информа­ционных технологий принадлежит системе образования, особен­но высшей школе как основному источнику квалифицированных, высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаменталь­ных и прикладных научных исследований. Специфика системы об­разования состоит в том, что она является, с одной стороны, потребителем, а с другой — активным производителем информа­ционных технологий. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами. Это позво­ляет говорить о возможности практической реализации концеп­ции перехода от информатизации образования к информатиза­ции общества.

Для понимания роли информационных технологий в образо­вании необходимо вникнуть в суть этого понятия.

Говоря об информационной технологии, в одних случаях под­разумевают определенное научное направление, в других — кон­кретный способ работы с информацией. Как видим, существует двоякая трактовка понятия «информационная технология»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокуп­ность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-вос­питательный процесс всегда сопровождается обменом информа­цией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИнТО) — это педагоги­ческая технология, использующая специальные способы, программ­ные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компь­ютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И суть информатизации образования состоит в создании как для педагогов, так и для учащихся благоприятных условий для свобод­ного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Понятие «компьютерная технология обучения» (КТО), с уче­том широких возможностей современных вычислительных средств

Мб

и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИнТО. В то же время применение термина «компьютерная тех­нология» вместо термина «информационная технология» встреча­ет возражения. Они связаны с тем, что информационные техно­логии могут использовать компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание роли компьютера как вычисли­тельной машины (от англ, computer— вычислитель) стало уже ана­хронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная (буквально — вы­числительная) технология» воспринимается как неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Общая характеристика информационных технологий обучения.Систематические исследования в области применения информа­ционных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Си­стема образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные ком­плексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки ком­пьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециали­зированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистичес­кой обработки данных).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечива­ли всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х годов прошлого сто­летия в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, За­падной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано именно для нужд образования большое количество специализированных компьютерных систем, ори­ентированных на различные типы вычислительной техники.

Разработка полноценных программных продуктов учебного на­значения — весьма дорогостоящее дело. Ведь для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: пси­хологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайне­ров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финанси­руют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Создание собственно учебных компьютерных средств развива­лось на основе идеи программированного обучения. И в настоя­щее время во многих учебных заведениях разрабатываются и ис­пользуются как отдельные программные продукты учебного на­значения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комп­лекс учебно-методических материалов (демонстрационных, тео-

ретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Разработка специализированных программ обычно предпола­гает решение вполне определенных задач компьютеризации учеб­ного процесса. Так, для школы особый интерес представляют ком­плексы программных продуктов, поддерживающих обучение ин­форматике. Одним из результатов изучения учащимися курса ин­форматики является возможность систематического использова­ния информационных технологий при освоении и других учебных предметов.

Программные продукты учебного назначения могут представ­лять собой электронные варианты следующих учебно-методиче­ских материалов: компьютерные презентации иллюстрационного характера; электронные словари-справочники и учебники; лабо­раторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые системы.

АОС обычно базируется на инструментальной среде — комп­лексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возмож­ности:

педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;

автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически по­следовательность и темп изучения учебного материала;

работа ученика протоколируется, информация (итоги тестиро­вания, изученные темы) заносится в базу данных;

педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том чис­ле и в динамике.

В качестве наиболее известных примеров АОС, базирующихся на принципах программированного обучения, можно назвать за­рубежную систему PLATO и отечественную АОС ВУЗ. В 90-х годах в России получили распространение инструментальные среды для персональных компьютеров зарубежного (Private Tutor, LinkWay, Costoc) и отечественного производства: АДОНИС, УРОК и др., применявшиеся в школах и высших учебных заведе­ниях. В настоящее время в системе образования накоплено не­сколько тысяч компьютерных программ учебного назначения, разработанных в учебных заведениях России. По оценкам зару-

бежных экспертов, многие из них отличаются оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.

Возрастание возможностей компьютеров стимулировало раз­витие нового направления в компьютеризации обучения — созда­ние интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Этот подход ба­зируется на работах в области искусственного интеллекта, в част­ности теории экспертных систем — сложных программ, манипу­лирующих специальными, экспертными знаниями в узких, пред­метных областях. Как и настоящий человек-эксперт, эти системы решают задачи, используя логику и эмпирические правила, уме­ют пополнять свои знания. В итоге, соединяя мощные компьюте­ры с богатством человеческого опыта, экспертные системы по­вышают ценность экспертных знаний, делая их широко применя­емыми.

ИОС представляет качественно новую технологию, основу ко­торой составляют следующие особенности:

моделирование процесса обучения;

использование динамически развивающейся базы знаний ИОС, содержащей, наряду с традиционным представлением информа­ции (аналогично АОС), экспертные знания из предметной и пси­холого-педагогической областей;

автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого;

автоматический учет в работе ИОС новой информации, посту­пающей в базу знаний, т. е. саморегулирование системы.

Работы в области создания ИОС пока носят единичный харак­тер и на уровень массовой технологии еще не вышли.

В 80 — 90-х годах произошел своего рода скачок в информати­зации, связанный с массовым производством относительно недо­рогих и в то же время обладающих прекрасными техническими характеристиками персональных компьютеров.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной сис­темы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактив­ных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое ис­пользование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать ин­формацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные про­граммные продукты, использующие графику, способствуют раз­витию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образователь­ных целей технические и программные новинки. В первую оче­редь, это устройства для работы с компакт-дисками — CD-ROM (от англ. Compact Disk Read Only Memory — устройство для чтения

с компакт-диска) и CD-RW (от англ. Compact Disk Read/Write — устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (от англ, multimedia — многокомпонентная среда), ко­торая позволяет использовать текст, графику, видео и мульти­пликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет обла­сти применения компьютера в учебном процессе. Но необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими про­граммными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, зву­ковым характеристикам и наличию дополнительного оборудова­ния, в частности CD-ROM. Мультимедиа программы — это нау­коемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разра­ботки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Виртуальная реальность (от англ, virtual reality — возможная ре­альность) — это новая технология неконтактного информацион­ного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа сре­ды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких си­стемах непрерывно создается иллюзия местонахождения пользо­вателя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дис­плея используются очки-телемониторы, в которых показываются непрерывно изменяющиеся картины событий виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, опреде­ляющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого, имеется устройство со­здания и передачи звуковых сигналов. В учебных целях технология виртуальной реальности была впервые применена еще в 60-х го­дах прошлого столетия, когда с помощью специальных тренаже­ров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х го­дов в США стали создаваться принципиально новые системы диа­логового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. В насто­ящее время эта технология применяется также в психологии, ин­дустрии развлечений и др.

Новые возможности информатизации образования открыла в 90-е годы гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ, hyper-

text — сверхтекст), или гипертекстовая система, — это совокуп­ность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основ­ная черта гипертекста — это возможность переходов по так назы­ваемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специ­ально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой марш­рут «путешествия».

В гипертекстовой системе со стандартными возможностями пользователь выбирает с помощью манипулятора «мышь» одну из видимых гиперссылок и перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. Наряду с графикой и текстом узлы могут содержать мультимедиа информацию, вклю­чая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем ис­пользуется термин «гипермедиа».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную ин­формацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п. При проектировании гипертекстовой системы можно заложить гипер­ссылки, опираясь на способности человеческого мышления к свя­зыванию информации и соответствующему ассоциативному до­ступу к ней.

В этом плане актуальным становится внедрение в учебный про­цесс гипертекстовых курсов, подготовленных как в рамках тради­ционной технологии HTML, так и с использованием специаль­ных программных средств, дополняющих возможности стандарт­ного гипертекста.

Технология HTML основана на создании гипертекста с помощью специального языка HTML (от англ. HyperText Markup Language — гипертекстовый язык разметки). Для просмотра гипертекста и по­иска информации в начале 90-х годов были разработаны специ­альные программы, называемые браузерами (от англ, browser — средство для просмотра). Браузеры позволяют просматривать ги­пертекст почти на любом компьютере, независимо от использу­емой операционной системы (DOS, Windows, UNIX и др.).

В последние годы были разработаны и получили определен­ную популярность различные программные комплексы, которые расширяют возможности, предоставляемые технологией HTML, и позволяют привлечь педагогов непосредственно к созданию гипертекстовых учебных средств. Помимо программ из весьма по­пулярного пакета Microsoft Office, с помощью которых легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые, имеются средства, специально предназначенные для учебных целей. Это система HyperCard, позволяющая создавать учебные приложения с использованием средств мультимедиа и легко со-

хранять в базе данных карты с разнородной (текстовой, графи­ческой, звуковой) информацией. В системе Super Book реализо­ван набор изощренных возможностей для структурирования, просмотра и поиска текста, в которых, в отличие от традицион­ного поиска по ключу или синониму, делается попытка исполь­зовать полную структуру текста. В России система SuperBook (под названием СуперКниг) свободно распространяется для нужд системы образования.

АОС, построенная на основе гипертекстовой технологии, мо­жет обеспечить лучшую обучаемость не только благодаря нагляд­ности представляемой информации. Использование динамиче­ского, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диа­гностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из воз­можных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Все это со­здает условия для реализации в таких курсах дифференцирован­ного подхода к обучению.

Распространение гипертекстовой технологии в определенной мере послужило своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компакт-дисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий (школьная серия «1C: Репетитор», энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий» и др.).

Использование в электронных изданиях различных информа­ционных технологий (ИОС, мультимедиа, гипертекст) дает весо­мые дидактические преимущества электронной книге по сравне­нию с традиционной:

• в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и нагля

Наши рекомендации