Системный подход в педагогическом исследовании
Кузнецова Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике
"системный подход – такое видение или рассмотрение многостороннего объекта, благодаря которому открывается его существенная, определяющая сторона".
Такой стороной могла быть цель ("при системном подходе сначала определяется цель, а затем средство ее достижения", часть ("системный подход есть методология познания частей на основе целого и целостности"), структура (В.А.Балханов, В.С.Тюхтин), функция (П.К.Анохин, В.Ф.Макаров, В.Н.Сагатовский) и т.д.
На основании этих представлений в рамках системного движения оформились соответственно системно-целевой, системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-деятельностный, системно-мыследеятельностный, системно-исторический и другие подходы.
Cистемный подход не дает непосредственного решения проблемы, а является средством новой постановки проблем, заставляющим рассматривать объекты с точки зрения их целостности, комплексности, сложности, структуры и функций, организации, управления и т. д., то есть задающим новую организацию материала, подлежащего исследованию.
А.Д.Урсул, подчеркивая отличие подхода от метода, отмечает, что он, во-первых, является более общим и менее определенным, чем метод; во-вторых, включает в себя лишь наиболее общие принципы и ориентации в исследованиях систем, не доводя до определенных операциональных установок, формализованных и математизированных теоретических теорий и концепций; в-третьих, одному подходу может соответствовать не один, а несколько методов
Системный поход в педагогике требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей.
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача: учет взаимосвязи компонентов.
Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами: целостностью, иерархичностью, множественностью, структуризацией, системностью.
Принцип системности является объединяющим для остальных принципов, согласно ему каждый объект обладает всеми признаками системы. Современная концепция педагогического системного подхода сильно отличается от концепции прошлых веков, но основа была заложена именно тогда.
Принцип целостности подразумевает, что отдельные элементы системы являются единым целым и подчиняются общим принципам, задачам и целям.
Иерархичность представляет собой совокупность всех элементов системы. Каждый из этих элементов имеет свое значение, подчинен другим элементам или подчиняет себе другие составляющие элементы системы.
Структуризация заключается в объединении разных элементов системы в подсистемы по соответствующим признакам. Каждая из подсистем может быть связана с другими подсистемами.
Множественность предполагает применение различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Изучение педагогики с позиции системного подхода предполагает применение двух базовых методов – анализа и синтеза.
Синтез подразумевает деление объекта на составляющие компоненты и изучение их в отдельности.
Анализ заключается в сопоставление всех элементов и их объединение в единую систему по схожим признакам.
(теоретические: абстрагирование, изучение литературы)
(практические: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, экспертные оценки)
В педагогике системный подход дает возможность отделить и очень тщательно изучить каждую часть системы в отдельности, проанализировать, сопоставить элементы друг с другом, объединив их в целостную структуру. В этом процессе выявляются сходства и различия элементов, связующие характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамика развития каждого отдельного элемента и системы в целом.
Системный подход в педагогике отражается в категориях: педагогическая система, педагогический процесс, система средств, методов и форм, модель педагогической системы, система воспитания, дидактическая система, система управления образованием и другие.