Педагогика и философия. Роль философии и педагогики в становлении пед как науки.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике,
Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Наиболее существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. 2. Анализ наиболее общих вопросов познания.3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. 4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. На основе такой структуры философского знания рассмотрим аспекты педагогики. На основе этого дадим характеристику воспитанию и образованию. Они представляют часть материального и идеального бытия; познаваемы, теоретически объяснимы, практически организуемы и управляемы. Философия имеет методологическое значение, т. е. она служит фундаментом теоретического и практического освоения действительности, реальности и разработки построения теории педагогики как науки
Благодаря теоретическим идеям философов, педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания, тем самым развивалась не только философия, но и педагогика, как наука. Именно в XIX в. русская философия задала те научные основы, которые повлияли на педагогов. Разумеется, такое смещение акцентов в педагогике (обучении, воспитании) имеет под собой вполне объективные основания. Характерной особенностью русской философии является то, что она развивается в русле русской культуры. Интеграция философских знаний в педагогику (славянофильство ,«западники») Сущность: признание личностью общечеловеческих, опирающихся на христианскую мораль и нравственность (любовь и уважение к человеку, вера в человека и его духовные силы) ценностей; защита демократических идей, пропагандирующих равенство и братство (свобода личности, народность) народов; осознание необходимости целостного подхода в формировании личности (усовершенствование личности, подъем ее самосознания). Эти идеи проникали в педагогику, стимулировали ее на поиск новых подходов в реализации процессов воспитания и образования. Развитие в русской философии идеи о самобытности образования подготовили почву для возникновения новых идей в педагогике, Философы стремились не только к разработке теоретических положений в воспитании человека, они пытались найти конкретные пути в решении данного вопроса и дать практические рекомендации педагогам по воспитанию подрастающего поколения. Идеи семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей становились центральными как в философской, так и в педагогической мысли. Эти идеи интегрировали из философии в педагогику. Взаимосвязь и взаимопроникновение педагогики и философии находят отражение в общности интереса к культуре – национальной и общечеловеческой, к личности – свободной и творческой, к образованию и воспитанию – как социокультурным феноменам. Педагогика не стояла на месте, а внедряла в практику философские идеи и взгляды в вопросе воспитания,
Психология и педагогика
Педагогика взаимосвязана с психологией. Достаточно привести одно из определений психологии и на ней строить обоснование. «Психология (от греч. душа и учение) – наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных» Все взаимодействия педагога с детьми, учащимися, студентами, преподавателя со взрослыми обучающимися осуществляются на деятельности психики и управляемом поведении с двух сторон. В свете изложенного возникает вопрос: к какой группе наук относится педагогика? Понятно, что не к естественным, точным и техническим. Хотя многое от них вбирает, прежде всего в использовании методов научного исследования. Педагогика – это общественная наука которая подразделяется на гуманитарные и социальные дисциплины. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, языкознание, искусствознание, культурологию. К социальным наукам относят социологию, политологию, психологию, экономику, антропологию, этнографию, юриспруденцию. При исследовании объекта и предмета изучения педагогика опирается на все названные науки, но больше всего на философию, социологию, психологические дисциплины, культурологию, экономику, юридические науки (правоведение). На обе группы наук педагогика ссылается при выборе методов научного исследования. Триада - философия, педагогика и психология - просуществовала достаточно долгий период, и до сих пор в педагогике можно выделить направления, которые испытывают значительное влияние либо философии, либо психологии. Философское влияние на педагогику - стремление вывести из закономерностей общечеловеческого познания и взаимодействия закономерности обучения и воспитания. Психологическое влияние на педагогику осуществляется через педагогическую психологию, которая исследует процессы личностного становления и усвоения учащимися социального опыта, возможных структур действий и операций, способствующих развитию и формированию необходимых личностных качеств, знаний, умений и навыков. В рамках данного направления развивается концепция индивидуального присвоения опыта, оформленная в виде определенных гипотез научения, лежащих в основе деятельности педагога и учащихся, в процессе исторического развития влияние это усиливалось. Психология оказала влияние на развитие педагогической практики. С другой стороны, влияние психологии на педагогическую науку привело к появлению нового научного направления - педологии, которое пыталось усовершенствовать обучение, воспитание, образование на основе комплексного изучения процессов развития детей. Учитель, воспитатель, преподаватель или любой другой педагог рассматривает педагогические и психологические знания как рядоположенные, он использует их непосредственно.