Теория и методика воспитания: конспект лекций

Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен прежде всего на социальное развитие человека. Для эффективного решения данной задачи необходимо, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целостно, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

"Теория и методика воспитания: конспект лекций"

Воспитательная системакак педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.

ТЕМА 9.

Управление образовательными системами

Понятие управления и педагогического менеджмента. Принципы, функции, методы управления. Психологические основы управления. Государственно-общественная система управления образованием.

Школа как педагогическая система и объект управления. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Службы внутришкольного управления. Совет школы, его цели и задачи. Функции руководителей школы. Управленческая культура руководителя. Особенности управления негосударственными учебными заведениями.

Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическими системами. Методическая работа в школе. Методический совет школы, его роль, содержание работы. Организация взаимодействия учителя и школьного психолога. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Школа и семья как институты социализации. Семья и ее воспитательные возможности. Проблемы современной семьи. Модели и стили семейного воспитания. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование и организация работы классного руководителя на основе психолого-педагогической диагностики. Работа с семьей как субъектом социального воспитания.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа обучающихся, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений, повышение творческого потенциала студентов и заключается:

- в работе студентов с лекционным материалом, поиске и анализе литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

- в выполнении учебного проекта (индивидуального задания);

- в изучении теоретического материала к лабораторным работам и практическим занятиям;

- в выполнении заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением MOODLE

- в подготовке к экзамену.

Комплект учебно-методического сопровождения дисциплины (опорные конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий, электронный вариант РПД), доступен студентам в ЭБС, в системе управления обучением MOODLE, из локальной сети ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» и с сайта университета из раздела «Электронное обучение» и может использоваться в процессе выполнения самостоятельной работы.

При подготовке к лекционным, практическим занятиям и лабораторным работам студентам доступны следующие учебно-методические ресурсы:

  • Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов/И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.-(Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2015.-527с.
  • Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ.вузов/А.В.Хуторской.-М:Академия,2015.-256с.-(Высшее профессиональное образование

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлен в таблице пункта 1 рабочей программы.

- готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

Формирование компетенции (ОПК- 2) осуществляется в 5 этапов.

Первый этап формирования компетенции осуществляется в процессе освоения дисциплин «Педагогика», «Введение в логопедическую специальность».

Второй этап формирования компетенции осуществляются в процессе освоения дисциплины «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности».

Третий, четвёртый и пятый этапы формирования компетенции осуществляется в процессе освоения дисциплины «Логопедические практикумы».

Наши рекомендации