Понятия о методах и средствах обучения.

Образовательная диагностика. Контроль и учет в процессе обучения.

Образовательная диагностика — совокупность диагностических процедур, направленных на выявление уровня педагогического процесса, его результатов, индивидуальных особенностей учащихся по психологическим и психофизиологическим признакам.

Объекты диагностики: личность школьника, коллектив, смол и педагогический процесс.

Цель диагностики — эго своевременное выявление, оценивание и анализ педагогического процесса в связи с его продуктивностью. Цели подразделяются на непосредственные и опосредственные.

Непосредственные цели предполагают достижение знаний об объектах образовательной диагностики. К ним относят объекты процессуального плана (дидактический я воспитательный процесс со всеми его характеристиками и компонентами) и личного плана (ученик, коллектив).

Опосредственные цели — это достижение знаний об уровнях обученности, обучаемости,

воспитанности и др.

Конечной целью является постановка психолого-педагогического диагноза, т о. заключение об основных педагогически значимых характеристиках участников и явлениях педагогического процесса.

Условно задачи подразделяются на познавательные и преобразовательные.

К познавательным относят:

определение уровня обученности и воспитанности;

определение результативности и эффективности образовательного и воспитательного

процесса в целом;

выявление индивидуальных особенностей личности.

К преобразовательным относят:

повышение эффективности педагогического процесса в результате педагогического воздействия и взаимодействия;

определение наиболее эффективных путей совершенствования педагогического процесса и индивидуальной образовательной траектории.

Основные функции диагностики:

анализирующая — осуществление восприятия и распознавания педагогически и психологически значимых характеристик объектов диагностики, анализ их состояния;

контрольная— оценивающая - осуществление контроля и «щенки педагогического процесса, его участников, их соответствия заданным параметрам.

объясняющая — объяснение состояния диагностируемого объекта, степени его развития, уровня отклонения, а также причин данного состояния.

прогностическая — предвидение и обоснование перспектив, возможностей дальнейшего развития педагогического процесса, его участников.

Виды диагностики.

Предварительная диагностика заключается в определении исходного уровня подготовки, обученности, обучаемости, воспитанности, индивидуальных особенностей личности по ходу педагогического процесса.

Итоговом диагностика проводится по результатам изученных разделов учебной программы, семестра, учебного года. Цель — определить конечный результат знаний, умений, навыков за определенный период времени. Также предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ.

Оперативная диагностика — быстрое выявление педагогически и психологически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия управленческого решения.

Современные методы и средства оценки достижений учащихся.

ТЕМА 7.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Содержание процесса воспитания.

Центральной категорией в педагогике выступает понятие о воспитании.В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или педагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выра-жающих его сущность:

 это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

 воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

 на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

 воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

 по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как социальное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, пре-емственность в овладении культурными ценностями цивилизации.

Воспитание как педагогический процесс — специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на развитие и формировании качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.

Воспитание как педагогическое явление — это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия — стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитан-ника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято назы-вать воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долго-срочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.

Воспитательному процессу присущи следующие функции: а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и разви-тия; б) организация учебно-воспитательной деятельности детей; в) использование положи-тельных факторов в развитии качеств личности ребенка; г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды; д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся лич-ность; е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ре-бенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Воспитание в целостной структуре образовательного процесса

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой зна-ний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоз-зрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаи-мосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение — целе-направленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрас-тающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, форми-рование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание — целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательно-го процесса.

Принципы воспитания.

Содержание процесса воспитания.

Содержание воспитания —составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т.д.

Воспитание гражданское— формирование гражданствен­ности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель В.г. — воспитание в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребно­сти в деятельности на благо общества, расовой и нацио­нальной терпимости.

Воспитание духовное— воспитание ценностного отноше­ния к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармони­ческое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыс­лям человека.

Воспитание нравственное— целенаправленное формиро­вание системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом об­щественных моральных требований и норм, прочной си­стемы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание трудовое— целенаправленная совместная де­ятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, пси-хол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. ПутьВ.т.— включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное— процесс формирования, на­правленный на развитие интеллектуальной культуры лич­ности, познавательных мотивов, умственных сил, мышле­ния, мировоззрения и интеллектуальной свободы лично­сти.

Воспитание физическое— система физического совершен­ствования человека, направленная на правильное физи­ческое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высо­кой физической работоспособности и выработку потребно­сти в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание этическое— выработка правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, созна­тельной дисциплины и др.

ТЕМА 8.

Наши рекомендации