Исследование знаний и умений по русскому языку.
Й класс
Параметры изучения: овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное); умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные, согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Нахождение в предложениях слов, обозначающих то, о ком или о чем говорится в предложении.
Установление характера ошибок (пропуск букв, недописывание слов, зеркальное письмо и др.). Выявление активного словарного запаса, грамматического оформления предложений (умение отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам и т. д.).
Техника чтения (побуквенное, послоговое, беглое), соблюдение интонации и ударения в словах, понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи. Мера помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и т. д.).
Задания для проверки:
1. Списать фразу: У Маши новые лыжи.
• Подчеркнуть согласные буквы в словах.
• Поставить ударения в словах.
• Разделить слова на слоги.
• Объяснить правописание выделенных орфограмм.
2. Написать под диктовку фразы: На столе лежит книга. На стали холодные деньки. Лодка села на мель.
• Назвать гласные звуки в словах первого предложения.
• Проверить написание безударных гласных в словах.
• Подчеркнуть слова, обозначающие предметы, одной чертой, а действия — двумя чертами.
• Объяснить правописание указанных орфограмм.
• Назвать количество букв и звуков в словах: «стол», «деньки», «мель».
• Определить количество слогов в слове «книга».
3. Назвать слова, противоположные по значению.
Большой—....
Низкий —....
Широкий — ....
Веселый — ....
Красивый — ....
Добрый — ....
4. Закончить предложения.
Витя идет ....
Маша рисует ....
Зимой всегда ...
Ребята сажают ....
5. Вставить пропущенные слова.
Весело (что делают?) чижи.
Солнце (что делает?) сильно.
В саду расцвел (какой?) мак.
(Какой?) василек растет (где?).
6. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Маленький Саша
Саша утром проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.
Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?
Й класс
Параметры изучения: знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы, производить фонетический разбор (выделять/ударные и безударные слоги, называть гласные, определять глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, соотносить количество звуков и букв). Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками. Подбор однокоренных слов при проверке безударных гласных. Составление предложения по опорным словам.
Чтение вслух и про себя. Техника чтения. Интонация. Понимание общего смысла, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать содержание текста. Понимание иносказательного и скрытого смысла текстов.
Задания для проверки:
1. Написать под диктовку фразы и объяснить выделенные орфограммы.
2. Бабушка Дарья вязала шерстяные чулки. Снег растаял. Журчат веселые ручьи. Появилась травка, зазеленела березка
3. Разобрать по составу слова: прилетели; зазеленели; самолет.
4. Подобрать однокоренные слова к слову сад.
5. Разобрать по членам предложения.
Греет весеннее солнце.
Легкий туман стоит над лесом.
5. Вставить пропущенные слова.
Утром мама (… ) на работу.
Вечером Лена (… ) книгу.
Слышится (… ) песня жаворонка.
Начал лить сильный (… ).
6. Составить и написать предложения по опорным словам.
Саша, река, лето, мяч, деревня.
Маша, санки, гора, зима.
7. Закончить предложения.
Лимон кислый, а яблоко
Дорога широкая, а тропинка
Пух легкий, а кирпич_
8. Написать к существительным как можно больше
прилагательных (арбуз ..., платье ...);
глаголов (снег .... собака ...).
9. Подобрать обобщающие слова.
Чашка, блюдце, тарелка, кружка — это ....
Хлеб, молоко, мясо, груша — это ....
10. Выделить самые существенные признаки.
Сад (садовник, собака, забор, земля, растения).
Река (рыба, вода, водоросли, берег, рыболов).
11. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Горькое лекарство
У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горькое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство и морщится, и говорит: «Дай, мамочка, я выпью лекарство за тебя».
Правильно ли решила поступить Таня? Почему правильно (неправильно)? Как Таня относится к маме?
Й класс
Параметры изучения: умение каллиграфически правильно списывать текст, писать под диктовку текст, включающий все изученные орфограммы, проверять написанное, производить фонетический разбор слов, разбор слова по составу, разбор слова как части речи, производить синтаксический разбор предложения.
Техника чтения (беглость, выразительность, ударение в словах). Понимание причинно-следственных зависимостей умение сделать вывод после прочтения простых и сложных, и доказательных текстов. Использование помощи (повторное чтение, наводящие вопросы и т. д.).
Задания для проверки:
1. Написать под диктовку фразы: Весеннее солнце сильно печет, но в тени еще холодно. На березках распускаются листья. На полях зеленеют яркие всходы. По овражкам побежали ручьи. Природа радостно встречает весну.
2. Разобрать последнее предложение по членам предложения и указать падеж существительных.
3. Разобрать по составу слова (рыбная, залетит), подобрать к ним однокоренные слова.
4. В словах указать количество букв и звуков (желтые, солнце, ручьи).
5. Подобрать противоположные по смыслу слова (мягкий, добрый, честный, отважный, ясный).
6. Назвать и написать слова с непроизносимыми согласными.
7. Списать предложение и объяснить выделенные орфограммы:
На дорогах большие лужи, а в чаще леса на березках свили гнезда птицы.
Поставить ударение в словах. Назвать части речи.
8. Составить предложения по опорным словам.
Тропинка, дети, река, лес, идут.
Капуста, обед, мама, сварила, дети.
9. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Галка и голуби.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее принят как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Зачем галка выкрасилась в белый цвет? Почему галки прогнали ее?
При обследовании следует обращать внимание на степень понимания инструкции, наличие трудностей при письме и чтении, уровень овладения звуковым анализом, пропуски (букв, слогов).