Обучение и воспитание детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Коррекция раннего детского аутизма , шизофрения
Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма (РДА) включает:
• психологическую коррекцию РДА:
— преодоление негативизма в общении и установление контакта с взрослыми,
— смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов,
— стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками,
— формирование целенаправленного поведения,
— преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений;
• педагогическую коррекцию:
— формирование активного взаимодействия с педагогом,
— формирование навыков самообслуживания,
— пропедевтику обучения (коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование навыков изодеятельности, подготовку к обучению письму, чтению, счету);
• медикаментозную коррекцию:
— поддерживающую психофармакологическую терапию,
— поддерживающую общеукрепляющую терапию;
• работу с семьей:
- психотерапию членов семьи,
- ознакомление родителей с особенностями ребенка,
- составление программы воспитания и обучения аутичного ребенка,
- обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.
3. Опорные понятия: депривация, дезадаптация, педагогическая запущенность.
Задания для СРС:
1. Подберите упражнения для развития зрительно-двигательной координации у учащихся младших классов.
2. Составьте комплекс заданий для формирования пространственных представлений у детей 7—10 лет.
3. Подберите задания и упражнения для игровой коррекции сенсорного восприятия учащихся классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.
ИТОГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО КУРСУ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Основные понятия и проблемы специальной психологии.
- Методы специальной психологии.
- Проблемы профилактики психических нарушений.
- Подходы к психодиагностике нарушений психического развития.
- Виды аномального развития.
- Механизмы компенсации дефекта.
- Взаимосвязь компенсации, коррекции, реабилитации и адаптации.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- Оперировать основными понятиями, уточнять их происхождение и сущность по словарям (философским, психологическим, дефектологическим), давать им сравнительную характеристику.
- Разрабатывать понятийный аппарат по изучаемой или выбранной самостоятельно теме.
- Интегрировать знания, полученные на различных учебных дисциплинах.
- Работать с литературными источниками:
- цитировать;
- аннотировать;
- конспектировать;
- реферировать;
- самостоятельно подбирать литературу по интересующей проблеме;
- подбирать материал для доклада по выбранной теме.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Предмет и задачи специальной педагогики и психологии.
2. Предметные области специальной педагогики и психологии.
3. Методы специальной педагогики и психологии.
4. Этапы становления системы специального образования в России.
5. Этапы становления системы специального образования за рубежом.
6. Принципы специального образования.
7. Методы обучения и воспитания в специальном образовании.
8. Формы организации специального образования.
9. Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
10. Дошкольная система специального образования.
11. Школьная система специального образования.
12. Степени интеллектуальной недостаточности. Классификация олигофрении.
13. Психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
14. Дифференциальная диагностика нарушений развития.
15. Отграничение нарушений психического развития от сходных состояний.
16. Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский).
17. Виды психического инфантилизма (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев).
18. Варианты ЗПР (К. С. Лебединская).
19. Нейропсихологическая характеристика ЗПР (И. Ф. Марковская).
20. Отграничение ЗПР от умственной отсталости.
21. Особенности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
22. Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР.
23. Причины и виды речевых нарушений.
24. Психологические особенности детей с нарушениями речи.
Степени фиксированности на речевом дефекте (В. И. Селиверстов).
25. Особенности коррекционной работы в. образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.
26. Причины и степени нарушений слуха.
27. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
28. Система образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.
29. Причины и виды нарушения зрения.
30. Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения.
31. Особенности коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.
32. Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
33. Психологические особенности детей с нарушением ОДА.
34. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением ОДА.
35. Ранний детский аутизм: причины, характеристика, пути помощи.
36. Особенности детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.
37. Коррекционная работа с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы.
38. Психолого -педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями.
39. Коррекционная работа с детьми со сложными нарушениями.
40. Интегрированное обучение как взаимодействие специального и общего образования. Формы интегрированного обучения.
41. Модели интеграции в общественном сознании.
42. Использование педагогических идей М. Монтессори в специальном образовании.
43. Использование педагогических идей Р. Штайнера в специальном образовании.
44. Социокультурные основы специального образования.
45. Психологические основы специального образования.
46. Психолингвистические основы специального образования.
47. Экономические основы специального образования.
48. Философские основы специального образования.
49. Правовые основы специального образования.
50. Клинические основы специального образования.
51. Профессиональная ориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые задания по курсу «Специальная педагогика и психология».
ВАРИАНТ I.
1. Специальная педагогика является:
1) составной частью общей педагогики;
2) теорией и практикой специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии;
3) узкой сферой педагогики;
4) правильного ответа нет.
2. Специальные педагогические науки:
1) сурдопедагогика;
2) тифлопедагогика;
3) логопедия и олигофренопедагогика;
4) все ответы верны.
3. Объект специальной педагогики — это:
1) специальное образование лиц с особыми образовательными
потребностями;
2) лица с ограниченным здоровьем;
3) лица с физическими и психическими недостатками;
4) правильного ответа нет.
4. Социализация — это:
1) процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
общественной жизни;
2) коммуникация;
3) освоение навыков социального общения;
4) правильного ответа нет.
5. Система — это философское понятие, обозначающее:
1) совокупность элементов, которые образуют единство;
2) рядом положенные предметы и явления;
3) аналитико-синтетическая деятельность;
4) правильного ответа нет
ВАРИАНТ II.
1. Видом речевой деятельности не является:
1) память;
2) говорение;
3) письмо;
4) все ответы правильны.
2. Педагогическая систематизация нарушений речи была создана:
1) Л. С. Выготским;
2) А. Н. Леонтьевым;
3) Р. Е. Левиной;
4) А. Р. Лурия;
3. Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения осуществляется:
1) в стационарах;
2) в логопедических детских садах и поликлиниках;
3) в группах для детей с тяжелым речевым недоразвитием;
4) правильного ответа нет.
4. В основе процесса чтения лежит принцип:
1) анализа;
2) синтеза;
3) ни тот ни другой;
4) тот и другой.
5. Какую роль играет строение артикуляционного аппарата для
формирования правильного произношения у детей?
1) основную
2) предрасполагающую
3) не играет роли
4) второстепенную
ВАРИАНТ III.
1. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют:
1) задержку психического развития;
2) пограничную умственную отсталость и деменцию;
3) олигофрению и деменцию;
4) правильного ответа нет.
2. Международная классификация умственной отсталости по степени тяжести:
1) легкая, дебильность, умеренная, идиотия;
2) легкая, умеренная, тяжелая, идиотия;
3) легкая, умеренная, тяжелая, грубая;
4) правильного ответа нет.
3. Легкие формы умственной отсталости встречаются:
1) чаще, чем тяжелые;
2) с той же частотой, что и тяжелые;
3) реже, чем тяжелые;
4) в разных группах населения по-разному;
4. Тяжелые формы умственной отсталости связаны в основном:
1) с неблагоприятной ситуацией развития;
2) с генными, хромосомными мутациями и средовыми биологическими факторами;
3) с заболеваниями матери во время беременности;
4) с алкоголизмом матери;
5) правильного ответа нет.
5. Олигофрения в степени имбецильности может быть охарактеризована как:
1) паранояльное развитие личности;
2) замедленный темп психической деятельности;
3) умение проникать в чужие мысли;
4) правильного ответа нет.
ВАРИАНТ IV.
1. Глухота — это:
1) стойкая потеря слуха;
2) снижение слуха;
3) частичное нарушение слуха;
4) правильного ответа нет.
2. Раннему детскому аутизму, преимущественно, свойственны:
1) слабость эмоциональных реакций по отношению к близким;
2) отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими;
3) правильного ответа нет.
4)невротические расстройства
3. Тугоухость — это:
1) стойкое понижение слуха;
2) частичное понижение слуха;
3) правильного ответа нет.
4)отсутствие слухового восприятия
4. Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с :
1) нарушением слуха;
2) нарушением зрения;
3) нарушением эмоционально-волевой сферы;
4) правильного ответа нет.
5. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является:
1) недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций;
2) двигательный дефект;
3) все ответы правильны;
4) правильного ответа нет.
ВАРИАНТ V.
1. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями означает:
1) процесс и результат предоставления прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни;
2) возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями;
3) все ответы правильны.
4)процесс объединения лиц с ограниченными возможностями
2. Одним из первых обосновал идею интегрированного обучения:
1) Л. С. Выготский;
2) М. С. Певзнер;
3) М. Монтессори;
4) правильного ответа нет.
3. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования:
1) музыкальные средства;
2) изобразительные средства;
3) ручной труд;
4) все ответы верны.
4. Основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:
1) восемь;
2) девять;
3) десять;
4) правильного ответа нет.
5. В государственно-общественную систему социально-педагогической помощи лицам с особыми потребностями входит:
1)государственный сектор;
2) муниципальный сектор;
3) негосударственный сектор;
4) все ответы верны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ.
Материалы для психолого-педагогического изучения учащихся 1—3-х классов (по материалам С. Д. Забрамной «От диагностики к развитию». М., 1998).
Программа изучения включает в себя следующие разделы:
1. Общие сведения об учащемся (фамилия, имя, дата рождения, детские учреждения, в которых находился ребенок).
2. История развития (здоровье родителей, протекание беременности, родов, особенности раннего развития, заболевания и травмы с рождения до настоящего момента).
3. Семья ребенка (состав семьи, взаимоотношения между членами семьи, профессии родителей, отношение к ребенку, условия воспитания, режим дня ребенка).
4. Физическое состояние учащегося (изменения в физическом
развитии, нарушения движений, утомляемость).
5. Особенности познавательной деятельности (особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, любознательность, следование инструкциям взрослого, организованность, уровень саморегуляции, способность к переносу знаний в новую ситуацию, отношение к отдельным учебным предметам, к замечаниям, оценке собственной деятельности).
6. Особенности эмоционально-волевой сферы (степень возбудимости, преобладающее настроение, наличие аффектов, внушаемость, способность к волевым усилиям, проявление отрицательных черт).
7. Особенности личности (направленность личности, ответственность, чувство долга, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, самооценка, уровень притязаний, отношение к критике).