Обучение и воспитание детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Коррекция раннего детского аутизма , шизофрения

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма (РДА) включает:

• психологическую коррекцию РДА:

— преодоление негативизма в общении и установление кон­такта с взрослыми,

— смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов,

— стимуляцию психической активности, направленной на вза­имодействие с взрослыми и сверстниками,

— формирование целенаправленного поведения,

— преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений;

• педагогическую коррекцию:

— формирование активного взаимодействия с педагогом,

— формирование навыков самообслуживания,

— пропедевтику обучения (коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование навыков изодеятельности, подготовку к обучению письму, чте­нию, счету);

• медикаментозную коррекцию:

— поддерживающую психофармакологическую терапию,

— поддерживающую общеукрепляющую терапию;

• работу с семьей:

- психотерапию членов семьи,

- ознакомление родителей с особенностями ребенка,

- составление программы воспитания и обучения аутичного ребенка,

- обучение родителей методам воспитания аутичного ребен­ка, организации режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

3. Опорные понятия: депривация, дезадаптация, педагогическая запущенность.

Задания для СРС:

1. Подберите упражнения для развития зрительно-двигатель­ной координации у учащихся младших классов.

2. Составьте комплекс заданий для формирования простран­ственных представлений у детей 7—10 лет.

3. Подберите задания и упражнения для игровой коррекции сенсорного восприятия учащихся классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

ИТОГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО КУРСУ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • Основные понятия и проблемы специальной психологии.
  • Методы специальной психологии.
  • Проблемы профилактики психических нарушений.
  • Подходы к психодиагностике нарушений психического развития.
  • Виды аномального развития.
  • Механизмы компенсации дефекта.
  • Взаимосвязь компенсации, коррекции, реабилитации и адаптации.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Оперировать основными понятиями, уточнять их происхождение и сущность по словарям (философским, психологическим, дефекто­логическим), давать им сравнительную характеристику.
  • Разрабатывать понятийный аппарат по изучаемой или выбранной самостоятельно теме.
  • Интегрировать знания, полученные на различных учебных дисцип­линах.
  • Работать с литературными источниками:

- цитировать;

- аннотировать;

- конспектировать;

- реферировать;

- самостоятельно подбирать литературу по интересующей проблеме;

- подбирать материал для доклада по выбранной теме.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Предмет и задачи специальной педагогики и психологии.

2. Предметные области специальной педагогики и психоло­гии.

3. Методы специальной педагогики и психологии.

4. Этапы становления системы специального образования в России.

5. Этапы становления системы специального образования за рубежом.

6. Принципы специального образования.

7. Методы обучения и воспитания в специальном образова­нии.

8. Формы организации специального образования.

9. Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

10. Дошкольная система специального образования.

11. Школьная система специального образования.

12. Степени интеллектуальной недостаточности. Классифика­ция олигофрении.

13. Психологические особенности детей с нарушением интел­лекта.

14. Дифференциальная диагностика нарушений развития.

15. Отграничение нарушений психического развития от сходных состояний.

16. Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебе­динский).

17. Виды психического инфантилизма (М. С. Певзнер, Г. Е. Су­харева, В. В. Ковалев).

18. Варианты ЗПР (К. С. Лебединская).

19. Нейропсихологическая характеристика ЗПР (И. Ф. Мар­ковская).

20. Отграничение ЗПР от умственной отсталости.

21. Особенности коррекционной работы с умственно отста­лыми детьми.

22. Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР.

23. Причины и виды речевых нарушений.

24. Психологические особенности детей с нарушениями речи.
Степени фиксированности на речевом дефекте (В. И. Селиверстов).

25. Особенности коррекционной работы в. образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.

26. Причины и степени нарушений слуха.

27. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару­шениями слуха.

28. Система образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

29. Причины и виды нарушения зрения.

30. Психолого-педагогические особенности детей с наруше­нием зрения.

31. Особенности коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.

32. Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппа­рата.

33. Психологические особенности детей с нарушением ОДА.

34. Особенности коррекционной работы с детьми с наруше­нием ОДА.

35. Ранний детский аутизм: причины, характеристика, пути помощи.

36. Особенности детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

37. Коррекционная работа с детьми с нарушением эмоциональ­но-волевой сферы.

38. Психолого -педагогическая характеристика детей со слож­ными нарушениями.

39. Коррекционная работа с детьми со сложными наруше­ниями.

40. Интегрированное обучение как взаимодействие специального и общего образования. Формы интегрированного обучения.

41. Модели интеграции в общественном сознании.

42. Использование педагогических идей М. Монтессори в специальном образовании.

43. Использование педагогических идей Р. Штайнера в спе­циальном образовании.

44. Социокультурные основы специального образования.

45. Психологические основы специального образования.

46. Психолингвистические основы специального образования.

47. Экономические основы специального образования.

48. Философские основы специального образования.

49. Правовые основы специального образования.

50. Клинические основы специального образования.

51. Профессиональная ориентация и профессиональное обра­зование лиц с ограниченной трудоспособностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовые задания по курсу «Специальная педагогика и психология».

ВАРИАНТ I.

1. Специальная педагогика является:

1) составной частью общей педагогики;

2) теорией и практикой специального образования лиц с от­клонениями в физическом и психическом развитии;

3) узкой сферой педагогики;

4) правильного ответа нет.

2. Специальные педагогические науки:

1) сурдопедагогика;

2) тифлопедагогика;

3) логопедия и олигофренопедагогика;

4) все ответы верны.

3. Объект специальной педагогики — это:

1) специальное образование лиц с особыми образовательны­ми
потребностями;

2) лица с ограниченным здоровьем;

3) лица с физическими и психическими недостатками;

4) правильного ответа нет.

4. Социализация — это:

1) процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
общественной жизни;

2) коммуникация;

3) освоение навыков социального общения;

4) правильного ответа нет.

5. Система — это философское понятие, обозначающее:

1) совокупность элементов, которые образуют единство;

2) рядом положенные предметы и явления;

3) аналитико-синтетическая деятельность;

4) правильного ответа нет

ВАРИАНТ II.

1. Видом речевой деятельности не является:

1) память;

2) говорение;

3) письмо;

4) все ответы правильны.

2. Педагогическая систематизация нарушений речи была создана:

1) Л. С. Выготским;

2) А. Н. Леонтьевым;

3) Р. Е. Левиной;

4) А. Р. Лурия;

3. Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения осуществляется:

1) в стационарах;

2) в логопедических детских садах и поликлиниках;

3) в группах для детей с тяжелым речевым недоразвитием;

4) правильного ответа нет.

4. В основе процесса чтения лежит принцип:

1) анализа;

2) синтеза;

3) ни тот ни другой;

4) тот и другой.

5. Какую роль играет строение артикуляционного аппарата для
формирования правильного произношения у детей?

1) основную

2) предрасполагающую

3) не играет роли

4) второстепенную

ВАРИАНТ III.

1. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют:

1) задержку психического развития;

2) пограничную умственную отсталость и деменцию;

3) олигофрению и деменцию;

4) правильного ответа нет.

2. Международная классификация умственной отсталости по степени тяжести:

1) легкая, дебильность, умеренная, идиотия;

2) легкая, умеренная, тяжелая, идиотия;

3) легкая, умеренная, тяжелая, грубая;

4) правильного ответа нет.

3. Легкие формы умственной отсталости встречаются:

1) чаще, чем тяжелые;

2) с той же частотой, что и тяжелые;

3) реже, чем тяжелые;

4) в разных группах населения по-разному;

4. Тяжелые формы умственной отсталости связаны в основном:

1) с неблагоприятной ситуацией развития;

2) с генными, хромосомными мутациями и средовыми биологическими факторами;

3) с заболеваниями матери во время беременности;

4) с алкоголизмом матери;

5) правильного ответа нет.

5. Олигофрения в степени имбецильности может быть охарактеризована как:

1) паранояльное развитие личности;

2) замедленный темп психической деятельности;

3) умение проникать в чужие мысли;

4) правильного ответа нет.

ВАРИАНТ IV.

1. Глухота — это:

1) стойкая потеря слуха;

2) снижение слуха;

3) частичное нарушение слуха;

4) правильного ответа нет.

2. Раннему детскому аутизму, преимущественно, свойственны:

1) слабость эмоциональных реакций по отношению к близ­ким;

2) отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими;

3) правильного ответа нет.

4)невротические расстройства

3. Тугоухость — это:

1) стойкое понижение слуха;

2) частичное понижение слуха;

3) правильного ответа нет.

4)отсутствие слухового восприятия

4. Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с :

1) нарушением слуха;

2) нарушением зрения;

3) нарушением эмоционально-волевой сферы;

4) правильного ответа нет.

5. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата веду­щим является:

1) недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функ­ций;

2) двигательный дефект;

3) все ответы правильны;

4) правильного ответа нет.

ВАРИАНТ V.

1. Интеграция в общество человека с особыми образователь­ными потребностями означает:

1) процесс и результат предоставления прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жиз­ни;

2) возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями;

3) все ответы правильны.

4)процесс объединения лиц с ограниченными возможностями

2. Одним из первых обосновал идею интегрированного обуче­ния:

1) Л. С. Выготский;

2) М. С. Певзнер;

3) М. Монтессори;

4) правильного ответа нет.

3. Средства обеспечения коррекционно-образовательного про­цесса в системе специального образования:

1) музыкальные средства;

2) изобразительные средства;

3) ручной труд;

4) все ответы верны.

4. Основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:

1) восемь;

2) девять;

3) десять;

4) правильного ответа нет.

5. В государственно-общественную систему социально-педаго­гической помощи лицам с особыми потребностями входит:

1)государственный сектор;

2) муниципальный сектор;

3) негосударственный сектор;

4) все ответы верны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ.

Материалы для психолого-педагогического изучения учащих­ся 1—3-х классов (по материалам С. Д. Забрамной «От диагно­стики к развитию». М., 1998).

Программа изучения включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся (фамилия, имя, дата рожде­ния, детские учреждения, в которых находился ребенок).

2. История развития (здоровье родителей, протекание бере­менности, родов, особенности раннего развития, заболевания и травмы с рождения до настоящего момента).

3. Семья ребенка (состав семьи, взаимоотношения между чле­нами семьи, профессии родителей, отношение к ребенку, усло­вия воспитания, режим дня ребенка).

4. Физическое состояние учащегося (изменения в физическом

развитии, нарушения движений, утомляемость).

5. Особенности познавательной деятельности (особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, любознатель­ность, следование инструкциям взрослого, организованность, уровень саморегуляции, способность к переносу знаний в новую ситуацию, отношение к отдельным учебным предметам, к замечаниям, оценке собственной деятельности).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы (степень возбудимости, преобладающее настроение, наличие аффектов, внуша­емость, способность к волевым усилиям, проявление отрицатель­ных черт).

7. Особенности личности (направленность личности, ответ­ственность, чувство долга, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, самооценка, уровень притязаний, отношение к критике).

Наши рекомендации