Обучение и воспитание детей с ЗПР

ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.

Термины «задержка психического развития», «задержка тем­па психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.

Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обуслов­ленные.

Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

• конституциональная;

• соматогенная;

• психогенная;

• церебрально-органического происхождения.

М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные вари­анты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концен­трация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельно­сти.

Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, мед­лительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послуш­ны. Учебная мотивация выражена слабо.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:

1. Развитие двигательной сферы:

— общей моторики;

— мелкой моторики рук;

— артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психики:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие слухового восприятия;

— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

— развитие пространственных представлений и ориентации;

— развитие представлений о времени;

— развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.

— расширение представлений о мире, развитие словаря.

3. Развитие мышления:

— развитие навыков соотносительного анализа;

— формирование навыков группировки, классификации объектов;

— развитие абстрактного мышления.

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:

— формирование навыков саморегуляции деятельности;

— развитие эмоционально-личностного опыта;

— развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.

Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная работа в этих учреждениях с данной катего­рией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.

Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адапти­рованные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представле­ний, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное вос­питание. В школе вводятся дополнительные специальные пред­меты: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся инди­видуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультатив­ные занятия по развитию индивидуальных способностей.

Обучение и воспитание детей с нарушением

Интеллекта.

К нарушениям интеллекта относят основные формы интел­лектуальной недостаточности: олигофрению и деменцию. Оли­гофрения характеризуется стойкостью и тотальностью органи­ческого поражения коры головного мозга. Причиной олигофре­нии могут быть патологии пренатального, натального и постнатального периодов. Выраженность дефекта при олигофрении не нарастает и не уменьшается. Выделяют 3 степени олигофрении по выраженности интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность и идиотия.

Деменция — форма интеллектуальной недостаточности, вы­зываемая патологическим процессом; стойкая, необратимая ут­рата интеллектуальных способностей, носящая приобретенный характер. В первую очередь страдают познавательная сфера и эмоционально-волевые процессы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью получают, необ­ходимую помощь в учреждениях, подведомственных министер­ствам образования, здравоохранения и социальной защиты. Основная цель этих учреждений — коррекция дефекта и предупреж­дение вторичных отклонений. В специальные дошкольные учреж­дения компенсирующего вида дети попадают в 3 - 4 года с диаг­нозом «олигофрения в степени дебильности». Основная задача такого ДОУ — совершенствование и укрепление физического состояния, формирование предметной и игровой деятельности, формирование и развитие познавательной сферы, развитие речи, трудовое и музыкально-эстетическое воспитание, подготовка к школьному обучению.

В 7 - 8 лет дети направляются в специальные школы 8-го вида, где по специальным программам осуществляются дальнейшее преодоление интеллектуального дефекта, подготовка к труду и социальная адаптация.

3. Опорные понятия: олигофрения, деменция, ЗПР, аномалия развития.

Задания для СРС:

  1. Проанализируйте учебные планы для классов коррекционно-развивающего обучения по книге С. Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты».
  2. Напишите реферат по теме «Особенности коррекции эмо­ционально-волевой сферы у детей с ЗПР»

Практическое занятие по теме:

«Система образования лиц с нарушениями слуха, зрения. Причины сенсорных нарушений и особенности их коррекции»

1. Вопросы для обсуждения:

1. Причины нарушения сенсорных анализаторов.

2. Виды нарушений слуха, зрения. Категории лиц с сенсорны­ми нарушениями.

3. Психологические особенности детей с нарушениями слуха и зрения.

4. Сурдопедагогика и тифлопедагогика как области специаль­ной педагогики.

5. Тифлопсихология и сурдопсихология.

6. Особенности корре кционной работы в специальных учреждениях для детей с сенсорными нарушениями.

7. Интеграция детей с сенсорными нарушениями в общеобра­зовательный процесс.

8. Специальные средства коррекции нарушений слуха и зрения.

9. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях.

2. Теоретико-методологическая база:

Наши рекомендации