Обучение и воспитание детей с ЗПР
ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.
Термины «задержка психического развития», «задержка темпа психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.
Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обусловленные.
Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
• конституциональная;
• соматогенная;
• психогенная;
• церебрально-органического происхождения.
М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концентрация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельности.
Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, медлительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послушны. Учебная мотивация выражена слабо.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:
1. Развитие двигательной сферы:
— общей моторики;
— мелкой моторики рук;
— артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психики:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие слухового восприятия;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
— развитие пространственных представлений и ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.
— расширение представлений о мире, развитие словаря.
3. Развитие мышления:
— развитие навыков соотносительного анализа;
— формирование навыков группировки, классификации объектов;
— развитие абстрактного мышления.
4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:
— формирование навыков саморегуляции деятельности;
— развитие эмоционально-личностного опыта;
— развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.
Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная работа в этих учреждениях с данной категорией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.
Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адаптированные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное воспитание. В школе вводятся дополнительные специальные предметы: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся индивидуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультативные занятия по развитию индивидуальных способностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением
Интеллекта.
К нарушениям интеллекта относят основные формы интеллектуальной недостаточности: олигофрению и деменцию. Олигофрения характеризуется стойкостью и тотальностью органического поражения коры головного мозга. Причиной олигофрении могут быть патологии пренатального, натального и постнатального периодов. Выраженность дефекта при олигофрении не нарастает и не уменьшается. Выделяют 3 степени олигофрении по выраженности интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность и идиотия.
Деменция — форма интеллектуальной недостаточности, вызываемая патологическим процессом; стойкая, необратимая утрата интеллектуальных способностей, носящая приобретенный характер. В первую очередь страдают познавательная сфера и эмоционально-волевые процессы.
Дети с интеллектуальной недостаточностью получают, необходимую помощь в учреждениях, подведомственных министерствам образования, здравоохранения и социальной защиты. Основная цель этих учреждений — коррекция дефекта и предупреждение вторичных отклонений. В специальные дошкольные учреждения компенсирующего вида дети попадают в 3 - 4 года с диагнозом «олигофрения в степени дебильности». Основная задача такого ДОУ — совершенствование и укрепление физического состояния, формирование предметной и игровой деятельности, формирование и развитие познавательной сферы, развитие речи, трудовое и музыкально-эстетическое воспитание, подготовка к школьному обучению.
В 7 - 8 лет дети направляются в специальные школы 8-го вида, где по специальным программам осуществляются дальнейшее преодоление интеллектуального дефекта, подготовка к труду и социальная адаптация.
3. Опорные понятия: олигофрения, деменция, ЗПР, аномалия развития.
Задания для СРС:
- Проанализируйте учебные планы для классов коррекционно-развивающего обучения по книге С. Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты».
- Напишите реферат по теме «Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР»
Практическое занятие по теме:
«Система образования лиц с нарушениями слуха, зрения. Причины сенсорных нарушений и особенности их коррекции»
1. Вопросы для обсуждения:
1. Причины нарушения сенсорных анализаторов.
2. Виды нарушений слуха, зрения. Категории лиц с сенсорными нарушениями.
3. Психологические особенности детей с нарушениями слуха и зрения.
4. Сурдопедагогика и тифлопедагогика как области специальной педагогики.
5. Тифлопсихология и сурдопсихология.
6. Особенности корре кционной работы в специальных учреждениях для детей с сенсорными нарушениями.
7. Интеграция детей с сенсорными нарушениями в общеобразовательный процесс.
8. Специальные средства коррекции нарушений слуха и зрения.
9. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях.
2. Теоретико-методологическая база: