Психологическая служба в школе
|
Дл я того чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям и чтобы ее деятельность еущественно повышала эффективность школы как педагогической системы, необходимо поставить психологи- ческую службу на системную основу, адекватную реальным ус- ловиям педагогического процесса.
Чтобы организация психологической службы школы носи- ла системный характер, должны учитываться следующие прин- ципы:
1) принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы ка к подсистемы более об- щей системы «школа». Системообразующим компонентом яв-
|
цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) является развитие личности учащегося. Отдельные подсисте- мы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (пси- хологические, педагогические, методические и т.д.);
|
|
служба должна охватить своим вниманием большинство уча- щихся, по нашим оценкам — не менее 70% ;
|
ся проведение индивидуальной психолого-педагогической (кон- сультационной, коррекционной, воспитательной) работы с учащимися. Данный принцип обоснован не только утилитар- но, но имеет и более глубокий содержательный смысл, по- скольку отражает представление о педагоге не только как об
«учителе-предметнике», но и как о педагоге-психологе, про- фессионале в области воспитания и развития личности. Реа- лизация этого принципа по существу означает переход от клас- сической модели индивидуального консультирования «пси-
к модел и школьно й
психологии этой модели предъявляет высокие требования к профессио- нализму педагога, а также способствует его развитию в про- фессиональном и личностном плане;
|
|
|
основных подструктур личности: психические процессы, эмо- циональная сфера, личностные свойства, мотивация;
5) принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их ка к эле- ментов школьной системы. Причем это взаимосодействие на- правлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как лич- ности и субъекта деятельности;
|
|
не ставится как осознанная задача, а сама проблема подменя-
ется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной шко- ле, которая реализуется на практике и имеет свои психоло- гические корни в индивидуальном и коллективном профес- сиональном сознании учительства.
В самом общем виде этапы деятельности психологической
службы школы, построенной на этих принципах, могут быть пред- ставлены следующим образом.
|
|
ных психодиагностических методик. Организационную сторо- ну процесса проведения экспресс-диагностики в масштабах школы обеспечивает один из заместителей директора.
2. Одновременно с проведением процедуры психодиагности-
|
телей школы. Обычно таких семинаров бывает 4—5. Цель этих занятий — ввести педагогов в курс проводимой работы, описать основные направления исследования учащихся, дать характери- стику применяемым методикам, коротко рассмотреть психоло- гию диагностируемых свойств, качеств, процессов.
3. По окончании диагностической работы проводится обра- ботка и анализ полученных результатов. Данные по каждому из учащихся заносятся в специальные психологические карты клас- са. Психологические карты обычно находятся в психологичес- ком кабинете.
4. Когда результаты проанализированы психологом и запол-
нены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап — этап со- вместной работы психологов и педагогов по анализу полученных результатов. Организационно это выглядит следующим образом:
|
цессе анализа результатов диагностики, отраженных в психоло-
гических картах, классный руководитель при помощи психоло- га определяет психологический климат класса и разрабатывает педагогическую стратегию индивидуального подхода к тому или иному ученику, а также тактику взаимодействия на межлич- ностном уровне и с классом в целом.
4.2. На следующем этапе аналогичная работа проводится в
|
31 0
|
|
дагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями ка к по их собственному желанию, так и по просьбе психолога. По- нятно, что в данном случае имеет место не просто обсуждение, а психолого-педагогическое консультирование родителей.
5. Результаты работы в обобщенном виде сообщаются на роди- тельских собраниях, а также обсуждаются на педагогическом совете школы.
В некоторых случаях с отдельными учащимися проводится дополнительная психологическая работа. В частности, она мо-
|
аспекта его личности. В других случаях эта дополнительная работа может состоять в прямой психоконсультационной или психо- коррекционной работе школьного психолога с конкретным уча- щимся.