Витие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.
Таким образом, теория Пиаже рассматривает умственное раз- витие как непрерывную инеизменную последовательность ста-
|
Другие авторы, например, Валлон, рассматривают этапы пси- хической эволюции как прерывистую последовательность реор- ганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты, и поэтому необходимо изу- чать конфликты, противоречия в ходе развития ребенка. Вал- лон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно пере- плетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются раньше все- го остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, так как именно эмоции объединяют ребен- ка с его социальным окружением. Хотя Валлон не признает еди- ного ритма развития для всех детей, но все равно выделяет пе- риоды, каждый из которых характеризуется своими признака- ми, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми.
Последовательные стадии детства (по Валлону):
1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — стадия рефлек- сов, автоматически развивающихся в ответ на раздражения, а затем появление условных рефлексов.
|
3. Начало практического мышления (с 10 до 14 месяцев) — начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои желания жестами, словами,
|
|
рая усваивается, ассимилируется человеком, показывают связь
социума и психики ребенка. Реакции ребенка постоянно долж- ны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым че- ловеком. Человеческий ребенок есть существо социально гене- тическое, социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное выступает ка к абсолютная необ- ходимость. Такой подход отличает концепцию Валлона от био- логизаторской концепции 3. Фрейда (социального в природе че- ловека нет) и от социологической концепции Э. Дюркгейма (все в человеке социально, биология полностью отрицается). Для со- зревания нервной системы необходимо упражнение, а оно уже заключено в природе эмоций, моторики, имитации.
|
|
|
|
|
|
личной формы активности. Мышление становится более объек- тивным, формируются умственные умения и операции.
7. На стадии половогосозревания внимание подростка со- средоточивается на своей особе и своих потребностях, он узнает себя ка к средоточение различных возможностей, утверждает свою независимость и оригинальность. Таким образом, «закан- чивается подготовка к жизни, которую составляет детство». В когнитивном плане развивается способность к рассуждениям и к связыванию абстрактных понятий.
Умственные способности человека достигают расцвета к 18—
20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Различия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции и уровень па- мяти. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается кратковременная память, скорость заучивания и приема инфор- мации, затрудняется процесс организации материала во время запоминания. Резкое ослабление умственной деятельности на- блюдается у людей перед смертью. Нарушения познавательных процессов могут происходить в результате соматических и пси- хических заболеваний.
|
|
ме и к теоретическому мышлению.
|
|
|
На этой основе был сформулирован принци п «опережающе- го обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслитель- ной деятельности обучаемого, формирование способности само- стоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучае- мыми, т. е. саморазвиваться. Как подчеркивает Л.В. Занков, «не- правомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интен- сивному развитию школьников». Изменения должны быть в уг- лублении учебного материала, в большем объеме теоретическо- го анализа, обобщения, развивающего теоретическое мышление ученика.
|
|
|
|
|
|
его компонентах, как сенсорно-перцептивный (ощущение, вос-
|
|
|
|
18—19 лет наблюдается относительная стабилизация мыслитель- ных функций. В 19—24 года мнемологические функции опере- жают логические, а в 20, 23, 25 лет отмечается обратная карти- на. В 22 года и 26 лет наблюдается снижение показателей обеих функций. В возрасте от 30 до 35 лет в структуре интеллекта формируются уже три ядра: мнемологическое, логическое и атен- ционное. Существование атенционного ядра показывает, что на-
|
|
Практический интерес для педагогической деятельности пред- ставляет то, что логический компонент, компонент вербального, понятийного мышления остается все время одним из ведущих в структуре интеллекта. Самоочевидно, что учение, образование, и особенно систематическое учение и самообразование, оказы- ваются очень мощным, постоянно действующим фактором, под- держивающим высокий уровень мыслительной активности че- ловека, его интеллектуальной работоспособности.
Развитие личности
|
|
|
|
|
|
которого человек преобразует социальный опыт в собствен- ные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, кото- рые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, ко- торые приняты в данном обществе. Например, в нашем обще- стве плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представи- телей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некультурно. То есть правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и соответственно пове- дение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первична я социализация , или стадия адаптации (от рож- дения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подра- жает).
|
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устой- чиво концептуальная социализация, когда вырабатываются ус- тойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит бла- гополучно, если свойства человека принимаются группой, об- ществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
— изменение себя, «стать как все»;
— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, ког- да человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз- водит его за счет активного воздействия человека на среду че- рез свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает по- жилой возраст ка к возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его но- вым поколениям.
|
|
можен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обусловливает главные изменения в пси- хических процессах и особенностях личности ребенка на дан- ной стадии его развития (табл. 4).
Таблица 4
Формирование личности в зависимости от типа ведущей деятельности
Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации |
Младенчество (0-1 год) — этап «доверия к миру» | Эмоциональное обще- ние со взрослыми | А — освоение норм отноше- нии между людьми |
Раннее детство (1-3 года) — этап «самостоятельности» | Предметная деятельность | Б — усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
Дошкольное детство (3-6-7 лет) — этап инициативы» | Игра | А — освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст (6-11 лет) — этап «мастерства» | Учебная деятельность | Б — освоение знаний, разви- тие интеллектуально-позна- вательной сферы личности |
Подростковый (11-14 лет) | Общение со сверстниками | А — освоение норм отноше- ний между людьми |
Юношеский (14-18 лет) — этап самоопределения «мир и я» | Учебно-профессиона- льная деятельность | Б — освоение профессио- нальных знании, умении |
(18-25 лет) — этап «человеческой близости» | Трудовая деятель- ность, профессио- нальная учеба | А, Б — освоение норм отно- шений между людьми профессионально-трудовых умений |
Этап человеческой зрелости | Трудовая деятель- ность, семья, воспи- тание | А, Б |
|
|
|
чает, что всякий человек рождается с врожденными сексуаль- ными инстинктами, это внутренняя психическая инстанция —
|
|
|
|
возрасту. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом,
человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксиру- ются определенные черты личности. При фиксации на ораль- ной стадии формируются некоторые черты личности: ненасыт- ность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стрем- ление получать удовольствие через рот — привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, ораль- ного секса и т.п. Уже на оральной стадии, согласно представле- ниям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
|
|
да, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет: именно в это время формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры «Я» и «Сверх-Я»). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт лич- ности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мыш- ление, утрирование социальных проявлений поведения, свой- ственных тому или иному полу. Латентная стадия (5—12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно», энергия человека направлена на школьное обучение, освоение
общечеловеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дру- жеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Генитальная стадия (12—18 лет) характе- ризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются и появляется стремле- ние к нормальному сексуальному общению. Однако осуществ- ление нормального сексуального общения может быть затрудне- но и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений «Оно», возврат Эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности, к пред- почтительному выбору и общению с лицами своего пола. Нор- мальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механиз- ма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает па- тологические характеры. Описаны два наиболее ярки х типа ха- рактера, формирующихся на этой стадии, — психическая го- мосексуальность и нарциссизм. Люди с психической гомосек- суальностью не проявляют гомосексуальность ка к половое извращение, а строят свою жизнь на основе предпочтения обще- ства семье и создают тесные связи в компаниях лиц своего пола, предпочитают дружбу и общественную деятельность в обществе лиц своего пола. Второй тип сексуального характера — нарцис- сизм — вся энергия либидо направляется человеком на самого себя — все внимание направлено на себя, свои действия, свои переживания, главное место занимает самоудовлетворенность и самодовольство.
Главными критериями достижения психологической зрело- сти Фрейд считал стремление работать, создавать нечто полез- ное и ценное и способность любить другого человека ради него самого.
|
|
|
ское развитие рассматривается как процесс постепенной социа- лизации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принци- па удовольствия к принципу реальности. Если поиск удоволь- ствия — внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний ребенка зависит от внешнего мира, а вдетстве зависит прежде всего от матери. Поэтому мать выступает первым зако- нодателем для ребенка, и ее настроение, ее пристрастия и анти- патии очень сильно влияют на развитие ребенка. «Быстрее все- го развивается то, что больше всего нравится матери и ею при- ветствуется» (А. Фрейд). Ребенок является незрелым до тех пор, пока его собственные желания господствуют над ним, а реше- ние об удовлетворении этих желаний или отказе — принадле- жит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление ребенка к удовлетворению своих желаний любой ценой по прин- ципу удовольствия может лежать в основе его асоциального по- ведения. Лишь когда ребенок способен действовать по прин- ципу реальности, учитывать требования социального окру- жения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, — становится возмож- ным переход к взрослому состоянию.Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гаран- тирует, что человек будет следовать социальным требованиям.
По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы дет- ской жизни, например, такие, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности. И спомощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные же- лания ребенка, не одобряемые в обществе, вытесняются из со- знания, другие переходят в свою противоположность (реакцион- ные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются ссебя на других людей (проекция) — так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Организация защитного процесса — это важ- ная и необходимая составная часть развития «Я». Развитие па- мяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружа-
|
альности и развитие мыслительны х процессов — необходи-
мые компоненты социализаци и ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких, ка к подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек посте- пенно отказывается от личных преимуществ и учитывает инте- ресы других людей, нормы морали и законы общества.
Эпигенетическая теория развития личности
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанали- за. Он трактует стуктуру личности так же , ка к и 3. Фрейд (как состоящую из «Оно», «Я», «Сверх-Я»). Стадии развития лично- сти, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложня- ются и как бы заново осмысливаются с позиции нового истори- ческого времени. Психосоциальная концепци я развити я лич- ности (схема 5), разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспита- ния детей — он всегда принимается матерью ка к единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ре- бенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожи- дания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека, от рождения до юности, рассматривается Эриксоном как длительный период формирования зрелой пси- хосоциальной идентичности, в результате которого человек при- обретает объективное чувство принадлежности к своей социаль- ной группе, понимание неповторимости своего индивидуально- го бытия.
Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая фор- мируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на вклю- чение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, ка к эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности сво- его «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, кото- рый включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигают- ся обществом. Но решение задач определяется уже достигну-
Схема 5
Психосоциальная концепция развития личности по Эриксону
+ окончательная форма эгоидентичности
«принятия себя, жизни», мудрость
— разочарование в жизни
+ творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность
— опустошенность, застой, регрессия
+ чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь
— изоляция, одиночество
+ цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя
— диффузия личности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность
+ уверенность в себе, компетентность
неполноценность, неверие в свои силы
+ инициативнос