Развитие познавательной сферы и интеллекта
Как происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Согласно концепции Дж. Брунера(1966 г.), наше познание мира носит прежде всего чувственный и двига- тельный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и особенно через двигатель- ную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действи- тельности— решающее в детские годы жизни. К этому перво- му способу отображения мира очень быстро добавляется следу- ющий способ — так называемое иконическое отображение,когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспри- нятых им реальных объектов. Такое представление мира спомо- щью мысленных образов служит первым шагом к символичес- кому представлению и характерно для школьного возраста. В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям — символическим отобра- жениям предметов. Стимулом для такого перехода к символи- ческому представлению служит в основном речь. Брунер под- черкивает, что язык представляет собой важнейшее орудие раз- вития когнитивных процессов. Такая же точка зрения, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от раз- вития речи, была высказана еще в 1934 г. советским психоло- гом Выготским. Язык не только средство передачи культурного наследия, но и регулятор поведения (поскольку слово может вызывать или подавлять то или иное действие).
Согласно концепции Ж. Пиаже(1966 г.), развитие когни- тивных процессов представляет собой результат постоянных по- пыток человека адаптироваться кизменения м окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видо- изменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это пона- добится, вырабатывать новые структуры, т. е. приспособление осуществляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляции , при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям; 2) аккомодации , при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.
|
тие чувствительных и двигательных структур (первые два года
|
Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития ин- теллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от полутора до двух лет. Соответственно от 1,5 до 2 лет «начинает- ся период, который тянется до 4 лет и характеризуется раз- витием символического и допонятийного мышления;
|
— с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно «схватить» в интуиции;
|
|
Исследования Пиаже позволили выделить в каждой стадии
свои подстадии, или фазы.
4* S9
Сенсомоторная стадия включает шесть
1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) — рефлексы со- сания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами.
2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) — формируются ус- ловные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окру- жающей средой (схватывание бутылочки с соской и т. п.).
3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) — развитие ко- ординации между перцептивными системами и моторными дви- жениями (хватание веревки, вызывающей сотрясение погремуш- ки, с целью заставить ее греметь).
4. Координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) — ствия ребенка все более преднамеренны, направлены на дости- жение своей цели.
5. Случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев), — потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предме- ты, и т. п.
|
|
Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-об- разного мышления.
Стадия конкретных операций включает:
|
|
лефону бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, кака я у меня красивая кукла!»). Синкретизм мышления проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать между собой и с целым, «все перепутано без разбо- ру», не может установить связи между разными элементами ситуации, поэтому не может объяснить свои действия, привес- ти доводы в пользу того, что утверждает, путает причины и след- ствия. Согласно Пиаже, мышление ребенка характеризуется
|
|
|
пример, на вопрос «Что такое солнце?» отвечает: «Это чтобы нам светить», на вопрос «Что такое мама?» — «Это кто готовит еду»)»
2. Начальный уровень конкретных операций(с 5—6 до 7—
8лет) — ребенок приобретает способность красположению объек- тов по уменьшению размеров и их классификации (например, картинки птиц — к группе птиц, рыб — к рыбам), формирует- ся представление о сохранении материала.
3. Сформированный уровень конкретныхопераций (с 8 до
11лет) — формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об изме- рении с помощью эталона.
Стадия формальных операций (с 11—12до 15 лет) — мыс- лительные операции могут осуществляться без какой-либо кон- кретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышле- ние, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логи- ческих правил дедукции.
|
|
|
характеризующийся обратимостью только сенсомоторных дей-
|
мируется логика взрослого». Работы Пиаже показали, что раз-