Все современные направления обучения могут быть рассмот- рены с позиции некоторых общих положений.
По основанию непосредственности (опосредованности)вза- имодействия обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направле- ния обучения, ко второй — только что создаваемое в настоящее время обучение на расстоянии при помощи специальных взаи- модействующих на выходе и входе технических средств.
2. По основанию принципа сознательности(интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с интуитивным освоением опы- та (сюда относится возникшее в середине 60-х годов суггестопе- дическое направление Лозанова) и сознательным.
При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на прин- ципе сознательности, значимым является ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если осознаются только правила, средства, то это форма так на- зываемого традиционного, «сообщающего, догматического», по Н.Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формиро- вания умственных действий Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Если это осознание программы, алгоритма действий, то это про- граммированное обучение, теория алгоритмизации (Н.Ф. Талы- зина, Л.Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для ре- шения которой необходимо освоение средств, способов, приемов,
то это проблемное обучение (В. Оконь, М.М. Махмутов, A.M.
тюшкин, Лернер).
3. основанию наличия управленияобразовательным про- цессом обучение может быть разделено на: не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программиро- ванное, алгоритмизированное обучение).
4. По основанию взаимосвязи образования и культурымо- гут быть разграничены обучение, основой которого является про- екция образа культуры в образование и формирование проект- ной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принци- пе (традиционное обучение).
5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено или контекстное,
обучение Вербицкий) и традиционное обучение внекон- текстного типа.
6. По способу организации обучения выделяются активные формы и методы обучения и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.
В соответствии с названными выше основаниями традицион- ное обучение может быть определено как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе сознатель- ности (осознание самого предмета освоения — знания), целенап- равленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-пред- метному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образо- вания без целенаправленного моделирования будущей про- фессиональной деятельности в процессе учебной). Определение Н.Ф. Талызиной традиционного обучения ка к информационно- сообщающего, догматического, пассивного отражает все назван- ные выше характеристики. При этом необходимо подчеркнуть,
что это констатирующее, а не оценочное определение по типу
— «плохо», ибо традиционное обучение содержит все
основные предпосылки и условия освоения знания, эффектив- ная реализация которых обусловлена множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обу- чающихся. Как показано в исследованиях М.К. Кабардова, люди, характеризующиеся аналитическим типом интеллектуальной деятельности («мыслители»), способнее, например, в традици- онных формах обучения иностранному языку, чем в активных, игровых.
В образовании, наряду с традиционным обучением по назван- ным выше основаниям, сформировались и другие направления: проблемное программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных дей- ствий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), алгоритмизация обу- чения (Л.Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контек- стному типу (А.А. Вербицкий), проектное обучение. В настоя- щее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть много- сторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет ис- пользовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно возможнос- тям и индивидуально-психологическим особенностям как обу- чающихся, так и самого педагога, преимущества того или ино- го направления обучения.