Концепция развития и обучения
|
|
|
в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
|
|
|
формируются прижизненно в процессе овладения специаль- ными средствами, выработанными в ходе исторического раз- вития общества; развитие высших психических функций про- исходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов;
|
общественно-историческим законам, развитие ребенка про- исходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила раз- вития у человека — это обучение.Но обучение не тожде- ственно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, кото- рые вначале для ребенка возможны только впроцессе взаимо- действия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия— это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрос- лых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; ха- рактеризует умственное развитие на завтрашний день». Фе- номен зоны ближайшего развития свидетельствует о веду- щей роли обучения в умственном развитии ребенка(Вы- готский);
|
|
|
шагов в развитии»).
Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной пси- хологии позволило прийти к следующим положениям:
|
|
тия — это самодвижение ребенка благодаря его деятель- ностис предметами,а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса разви- тия, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так воз- никла идея о ведущем типе деятельности как критерии пери- одизации психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев);
|
|
|
|
|
|
|
— социальная ситуация развития — система отношений, в ко- торую ребенок вступает в обществе;
— основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот пе- риод;
|
— кризис — переломные точки в детском развитии, отделяю- щие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях, а кризисы в 1 год и 7 лет откры- вают ориентацию в мире вещей.
Деятельностная теория учения основывается на фундаменталь- ных принципах:
|
|
|
— социальная природа психического развития человека:про- гресс человечества определяется не биологическим, а соци- альными законами.
Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью меха- низмов генетической наследственности, азакрепляется в про- дуктах материальной и духовной культуры. Человек не ро- дится с готовыми приемами мышления, сготовыми знания- ми о мире и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы — все это он усваивает как опыт человечества, опыт общественно- исторической практики. Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности людей, в процессе кото- рой они усваивают опыт предыдущих поколений;
— единство материальной и психической деятельности(един- ство психической и внешней материальной деятельности в том, что то и другое — деятельность, что оба эти вида дея- тельности имеют идентичное строение (цель, мотив, объект, на который она направлена, определенный набор операций, реализующих действие и деятельность; образец, по которому она совершается субъектом; является актом его реальной жиз- недеятельности, принадлежит субъекту, выступает как ак- тивность конкретной личности). Их единство заключается и в том, что внутренняя психическая деятельность есть преоб-
разованная внешняя материальная деятельность, есть порож- дение внешней, практической деятельности).
Процессы учения и воспитания в педагогической психоло-
гии рассматриваются как деятельность. В процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования определенных ви- дов деятельности, прежде всего — познавательной. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или дей- ствия, связанные с данными знаниями. Перед обучением встает задача — сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обес- печивают их применение в заранее предусмотренных пределах. Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формиру- ются в процессе обучения. Задача науки — выявить условия, обес- печивающие формирование познавательных способностей.
Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды
познавательной деятельности надо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.
Уровни и формы научения
Жизнь человека — это прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выра- ботка новых форм поведения, направленных на достижение оп- ределенных целей, это разнообразное научение. Научение мо- жет осуществляться на разных уровнях: выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение, кон- цептуальное поведение (см. схемы). В студенческом возрасте наи- более выражены различные формы когнитивного научения (см. табл. 1).
НАУЧЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ (процесс, запрограммирован- ный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных последовательных этапов, достигают определенного уров- ня зрелости).
Научение не может быть эффективным, пока организм не до- стиг определенного уровня развития.
КРИТИЧЕСКИЕ СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ — периоды в раз- витии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения. Привыкание, сенсибилизация, формирование ус- ловных рефлексов возможны еще у внутриутробного плода.
Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и
подражания возможны уже в первые дни жизни ребенка.