Психология личности учителя. Структура личности учителя
В психологии личности учителя принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения.
При анализе психологии личности учителя выделяют, прежде всего, те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость». В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя четыре блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности - общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки.
Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей. Четыре подгруппы пед.способностей:
1.системные модели;
2.структурные модели;
3.псевдо прогнозирующие;
4.прогностические модели.
К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей; понимание учителем ученика, творчество в работе, педагогическое волевое влияние на детей, способность организовывать детский коллектив, интерес к детям, содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность, педагогический такт, способность связывать учебный предмет с жизнью, наблюдательность и педагогическая требовательность и т.п.
Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Перечень требований к психолого-педагогической подготовке, объем и содержание академической подготовки, объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации. Направленность, общие академические способности, частные дидактические способности.
К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей. Т.е. коммуникативные, конструктивные, проективные и гностические способности.
К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный уровень тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, контактность, а также ораторских способностей. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на pазные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации: конформная - центрация на интересах, мнениях своих коллег. Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я. Гуманистическая - центрация на интересах детей, центрация на интересах, требованиях администрации, центрация на интересах родителей, методическая, или познавательная, - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.
Реализация воспитательной функции обусловливает необходимость социально-культурной компетенции, включающей культуру устной и письменной речи, знание иностранных языков, социальную информированность и компетентное отношение к средствам массовой информации.
Обучающая функция детерминирует когнитивно-дидактическую компетенцию, предполагающую знание познавательных способностей учащихся, особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии личностно ориентированного обучения. Развивающая функция порождает психолого-педагогическую компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности учащихся, особенностей их профессионального становления, опыт решения проблемных педагогических ситуаций.
Производственно-технологическая функция обусловливает специальную компетенцию - знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях.
Эти ключевые компетенции являются важными предпосылками реализации личностно ориентированного профессионального образования.
Структура личности учителя, по Марковой А.К., включает:
1. Мотивацию личности. Она обусловлена направленностью личности, включающей ценностные ориентиры, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. В частности педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.
2. Свойства личности. К ним относятся педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, уровень развития отдельных психических функций.
3. Интегральные характеристики личности. К ним в первую очередь относится профессиональное педагогическое самосознание учителя, т.е. комплекс представлений учителя о себе как профессионале, а также индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал. Все это является определяющим неповторимость и уникальность личности учителя.