Вопрос №22 Прогрессивные отечественные традиции педагогики среды конца XIX – начала XX веков.
В русской педагогике конца XIX — начала XX в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.
Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей.
Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.
В конце XIX — начале XX в. стало достаточно отчетливо осознаваться, что свое конструктивное развитие педагогическая теория и практика могут получить только на фундаменте целостного и системного знания о личности ребенка.
Особый интерес представляет исходная позиция В.М. Бехтерева, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, образовавших одно из влиятельных направлений в педагогике рассматриваемого периода — экспериментальное. Их представления о личности ребенка как совокупности психических процессов, понимание ими процесса развития ее как развернутое во времени действие биологических законов стали обоснованием так называемого экспериментально-психологического метода.
Многие прогрессивные идеи выдающихся отечественных педагогов обогатили сокровищницу мировой педагогической культуры. Они являются важной составляющей педагогического опыта нашей страны (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров и другие).
XIX век оставил богатое наследие российской педагогической мысли. Общественно-педагогическое движение в России содействовало внедрению новых педагогических идей, новых систем обучения.
Огромный вклад в развитие педагогики в России внес К.Д.Ушинский, который высказывал свои взгляды на соотношение науки и практики. Рассматривая обобщение педагогического опыта, К.Д.Ушинский писал: «Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога».
Н.И. Пирогов внес значительные улучшения в деятельность педагогических советов гимназий, сделал выступления с докладами и обмен мнениями по дидактическим вопросом систематическими, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
Николай Иванович призывал учителей доказывать, что предлагаемый тем или иным учителем способ преподавания имеет свои выгоды, а лучшее доказательство этого - свой урок, где другие учителя сравнят его способ преподавания с своим собственным. Таким образом, мы видим, что начинает формироваться конкретные виды и формы изучения, распространения и внедрения передового педагогического опыта.
Важность проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта указывал Л.Н.Толстой. Подвергая критике педагогику своего времени он призывал широко обобщать практику учителей, формируя на этой основе научные выводы. Школа в Ясной поляне, основанная Л.Н.Толстым, стала своеобразной лабораторией, где учителя обменивались опытом и постоянной учились сами.
К концу XIX века стали формироваться относительно самостоятельно теория воспитания, дидактика, дошкольная педагогика, профессионально-техническая и специальная педагогика со своей дифференцированоой системой и научной проблематикой. Каждая из этих отраслей педагогики четко ограничивала объект и проблематику своих исследований. В 70- годы XIX века были начаты разработки экспериментальных методов.
Н.Н.Карев, А.И.Сикорский, П.Ф.Каптерев , Л.Н.Толстой - высказывают новые взгляды на воспитание. Появляются новые понятия: педагогический процесс, процесс обучения, образовательный процесс и другие. Педагоги и учителя видят обучение и воспитание как процесс, как то, что всегда находится в движении, изменении и развитии.