Для детей с особенностями психофизического развития
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и
информационно-аналитической работе
____________________В.М. Зеленкевич
«______»________________________
Регистрационный №
П Р О Г Р А М М А
педагогической практики в дошкольных учреждениях
Для детей с особенностями психофизического развития
для специальности:
1-03. 03- 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»
1-03.03-08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»
2013 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Мамонько О.В.,доцент кафедрыолигофренопедагогики, кандидат педагогических наук.
Оглоблина И.Ю., доцент кафедры олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой олигофренопедагогики
(протокол № от г.)
Заведующий кафедрой
____________ Винникова Е.А.
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета специального образования БГПУ им. М. Танка
(протокол № от г.)
Председатель
Совета факультета
_____________Гайдукевич С.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика (далее – практика) студентов 5 курса в дошкольных учреждениях для детей с особенностями психофизического развития (далее – СДУ) проходит в 9 семестре в течение 3 недель. В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя-дефектолога, осуществляющих свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования данного учреждения системы образования.
Цель практики – формирование методической и научно-исследовательской компетентности будущих учителей-дефектологов при проведении коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью или трудностями в обучении.
Задачи педагогической практики:
- закрепить, углубить и обобщить теоретические знания студентов в процессе решения конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- закрепить умения выделять индивидуальные и типовые особенности детей с психофизическими нарушениями в зависимости от характеристик развития их познавательных процессов, личностной и деятельностной сферы;
- совершенствовать умения использовать разнообразные методы, приемы, средства коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- активизировать стремление студентов к поиску и использованию новых коррекционно-развивающих технологий;
- развивать умения вести консультативную работу с родителями, имеющими ребенка с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- совершенствовать умения проводить групповые и индивидуальные занятия, с целью развития основных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи); различных видов деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной, пространственного ориентирования, социально-бытовой и трудовой);
- ознакомиться с содержанием и организацией методической работы в специальном дошкольном учреждении для детей с особенностями психофизического развития;
- участвовать в научно-методической работе СДУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В течение первых трех дней практики студент, будучи в положении активного наблюдателя, обязан ознакомиться с деятельностью специального дошкольного учреждения.
Практиканту следует обратить внимание на особенности структуры и функционирования данного учреждения, изучить распорядок работы, ознакомиться с оборудованием и документацией.
Коррекционно-педагогическую работу студент строит с учетом запланированной коррекционной работы учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов СДУ.
Содержание занятий представлено в развернутых конспектах, оно должно соответствовать плану и программе коррекционно-развивающей работы с группой, подгруппой или ребенком, составленной практикантом.
В своей коррекционно-педагогической работе практикант должен учитывать психолого-педагогические особенности каждого ребенка, выявленные в процессе диагностики. В связи с этим каждый практикант должен посетить 2-3 занятия психолога и ознакомиться с протоколами обследования каждого ребенка группы.
Коррекционно-педагогическая работа практиканта должна учитывать реабилитационный потенциал семьи и ее возможности участия в коррекционной работе, поэтому следует изучить возможности семейного воспитания ребенка с указанной выше точки зрения и строить коррекционно-педагогическую деятельность с их учетом. Сведения о способности и возможности участия семьи в коррекционно-развивающей работе с ребенком должны найти отражение в дневниках.
Если на базе СДУ организована учебно-воспитательная работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, в ряду которых и нарушение интеллекта, то практикант принимает участие в ней. Его коррекционно-педагогическая деятельность должна способствовать приобретению ребенком необходимых знаний, умений и навыков, формировать его социально-бытовую компетенцию, способствовать сенсорному развитию детей в соответствии с возрастными нормами. Повышать уровень развития у детей продуктивных видов деятельности, формировать игровую и учебную деятельность, развивать речь ребенка (уточнять, обогащать и систематизировать словарь в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, формировать диалогическую и монологическую речь, навыки общения), осуществлять специальную подготовку к обучению грамоте и коррекцию пробелов в овладении математическими представлениями и понятиями.
Практикант, проходящий практику в СДУ, обязан посетить не менее 4 коррекционно-педагогических занятий и дать их развернутый анализ, представленный в письменном виде. Программой данной практики предусмотрено 2 открытых занятия проводимые студентами. Практикант участвует в консультативной работе, проводимой работниками СДУ. Он должен быть готов оказать консультативную помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением интеллекта по вопросам обучения и воспитания (в том числе и на ранних этапах развития) в семье. Он должен быть готов к проведению консультирования педагогических работников: руководителей учреждения образования - по вопросам правильной организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, педагогов – по вопросам правильной организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Практикант, являющийся студентом выпускного курса, принимает активное участие в методической работе СДУ следующим образом:
- содействует педагогам и родителям в проектировании индивидуальных программ коррекции имеющихся у ребенка недостатков;
- пропагандирует знания по специальной психологии и коррекционной педагогике (например, выступая на родительских собраниях, педагогических советах и методических совещаниях);
- участвует в воспитательных мероприятиях по плану СДУ.
Участие в указанной выше работе должно найти отражение в отчете практиканта.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕИЯ ПРАКТИКИ
Ознакомление с образовательной средой СДУ, содержанием и структурой методической работы в учреждении образования, особенностей взаимосвязи сотрудников СДУ;
Изготовление наглядных пособий для оснащения занятий;
Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;
Разработка материалов для оформления информационных стендов для родителей в СДУ;
Выступление с сообщением на заседании педагогического коллектива;
Проведение консультативной работы с родителями;
Создание картотеки методической литературы по одному из направлению работы СДУ.
Пополнение методического кабинета ДУ пособиями, разработанными студентами в период прохождения практики.
Разработка диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей;
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка;
Заполнение индивидуальной карты развития ребенка;
Изучение литературы по теме курсового проекта;
Проведение констатирующего и формирующего эксперимента в рамках выполняемого курсового исследования, обобщение его результатов;
Сбор материалов и подготовка к участию в студенческой научно-практической конференции;
Подготовка научного доклада по обобщению педагогического опыта и по результатам проведенного эксперимента;
ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТОВ БАЗОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Принимать участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, а также в совещаниях с администрацией СДУ в начале и в конце практики;
2. Организовывать посещение практикантами занятий, а также их анализ;
3. Распределять между студентами темы занятий и мероприятий;
4. Обеспечивать проведение студентом индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, прогулок, режимных моментов и т.д. с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников;
5. Консультировать студентов при подготовке к занятиям, проверять и утверждать конспекты перед проведением занятий, анализировать и оценивать сами занятия;
6. Представлять сведения об итогах проведенной практики методисту кафедры и руководителю практики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ
Каждый этап практики оценивается отдельно. При оценке учитывается не только уровень работы, выполненной в качестве учителя-дефектолога и воспитателя СДУ, но и качество отчетной документации, своевременность ее сдачи. На каждом этапе практики оценка выставляется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики, учителей-дефектологов, воспитателей и администрации СДУ.
9 – 10 балловставится студенту:
- выполнившему в полном объеме содержание работы учителя-дефектолога и воспитателя, и проявившему при этом достаточно глубокое знание психолого-педагогической теории, инициативу и творческую самостоятельность в данном виде педагогической деятельности;
- умеющему обоснованно ставить и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи, подбирать и изготавливать дидактические материалы, рационально применять разнообразные методы и приемы коррекционно-педагогической работы, направленной на профилактику и коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка;
- активно участвовавшему в консультативной работе СДУ и оказавшему квалифицированную с точки зрения общей и специальной педагогики и психологии консультативную помощь родителям;
- активно участвовавшему в методической работе СДУ: оказавшему содействие педагогам и родителям в разработке индивидуальных программ коррекции, пропагандировавшего знания по теории и практике и обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью;
- имевшему по всем зачетным видам работ отличные отметки.
6 - 8 балловставится студенту:
- выполнившему в полном объеме содержание работы учителя-дефектолога и воспитателя СДУ; проявившему при этом хорошую теоретическую подготовку, самостоятельность в планировании и осуществлении всех видов работы данной педагогической практики;
- правильно определявшему задачи коррекционно-педагогической работы, но испытывавшему затруднения в их обосновании; при реализации задач коррекционно-развивающей работы допускающему незначительные методические ошибки в построении коррекционных занятий и подборе приемов коррекционно-образовательного воздействия;
- оказавшему под руководством руководителя практики и методистов квалифицированную консультативную помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом;
- привлекавшегося к методической работе СДУ и успешно ее выполнявшего;
- имеющего по всем зачетным видам работ преимущественно хорошие отметки.
3 - 5 балловставится студенту:
- проявившему недостаточную теоретическую подготовленность и самостоятельность в планировании, проведении всех видов работ данной педагогической практики;
- испытывавшему трудности в самостоятельном определении и обосновании задач индивидуальной, групповой коррекционно-педагогической работы, допускающему значительные методические ошибки в построении коррекционных занятий, в подборе приемов и средств коррекционно-образовательного воздействия;
- имеющему по всем видам зачетных работ преимущественно отметку «удовлетворительно».
1 - 2 балластавится студенту:
- проявившему низкий уровень активности при подготовке и осуществлении всех видов работ, предусмотренных содержанием данной работы;
- показавшему низкий уровень психолого-педагогической и методической подготовленности к проведению коррекционно-педагогической работы в условиях СДУ;
- проявившему несамостоятельность и профессиональную некомпетентность в процессе проведения методической и консультативной работы;
- имеющему по всем видам работ в большинстве своем неудовлетворительные отметки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Титульный лист
Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет специального образования Кафедра олигофренопедагогики Дневник по педагогической практике в СДУ, проходившей в (на) _________________________ в период с ________________________________ студентки (а) __ курса, ___ группы факультета специального образования специальности «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование» _____________________________________________________ Ф.И.О. ПЕЧАТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Минск 2013 |
Страница
Ф.И.О. руководителя педагогической практики: Оглоблина Ирина Юрьевна ( VELCOM 132-43-97)
Место прохождения педагогической практики (полное название учреждения): Государственное учреждение образования «Специальный детский дом № 3 г. Минска для детей-сирот с особенностями психофизического развития».
Адрес учреждения (полный): Город Минск, ул. Рафиева, 30 А (220117), тел./факс (+375-17) 271-54-26, тел. (+375-17) 272-77-96 (97)
Директор (заведующая): Кузнецова Таисия Николаевна
Зам. директора (заведующей): Прокопчук Елена Юрьевна
Учитель-дефектолог: Ермакова Людмила Александровна
Воспитатель: Максименко Тереза Иосифовна
(можно указывать и других специалистов учреждения)
Страница
Режим дня
Расписание занятий
Другие режимные моменты
Страница
Список учащихся (указывается Ф.И.О. детей, дата рождения) – при необходимости указываются и другие сведения
№ | ФИО ребенка | Год рождения | Диагноз | Программа обучения | Примечание |
Страница
Перспективный план учителя-дефектолога и воспитателя на период практики
Страница и далее
Индивидуальный план работы на период педагогической практики
ОБРАЗЕЦ:
№ пп | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | Сроки исполнения ния | Отметки о выполнении |
1. 2. 3. 4. | 1.Организационная работа 1.1. Участие в работе установочной конференции по педагогической практике. Знакомство с задачами, программой и содержанием практики. Беседа с методистом. 1.2. Изучение образцов отчетной документации. 1.3. Беседа с методистом о подготовке к практике (выбор старосты, знакомство с перечнем необходимого материала для обследования детей и коррекционной работы, списком рекомендуемой литературы). 1.4. Знакомство и беседа с учителем-дефектологом, администрацией учреждения, другими специалистами. 1.5. Изучение законодательных и нормативно-инструктивных материалов по оказанию помощи в системе образования. 1.6. Изучение индивидуальных карт развития детей. 1.7. Подготовка к итоговой конференции педагогической практики. 1.8. Участие в работе итоговой научно-практической конференции. Представление на кафедру олигофренопедагогики отчетной документации. 2. Планирование коррекционно-педагогической работы. 2.1. Изучение календарно-тематических и других планов учителя-дефектолога и воспитателя. 2.2. Планирование своей работы в период практики совместно с администрацией учреждения, учителем-дефектологом, воспитателем и методистом. а) Первичный прием или психолого-педагогическое обследование; б) Индивидуальные занятия; с) Подгрупповые занятия с детьми. 3. Планирование методической и научно-исследовательской работы. 3.1. Посещение и участие в аналитическом разборе психолого-педагогического обследования, индивидуальных и групповых занятий. 3.2. Экспериментальное изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Сбор материалов для курсовой (дипломной) работы. 3.3. Изучение научно-методической литературы. 4. Составление отчета о педагогической практике. |
*Содержание работы, ее направление на каждом этапе педагогической практики определяются конкретными условиями того учреждения, в котором проходит практика. Отметка о выполнении осуществляется самим практикантом. Составляется в начале прохождения педагогической практики.
План подгрупповых занятий (в качестве учителя-дефектолога)
ОБРАЗЕЦ:
Наименование занятия | Дни недели и числа | Темы занятий |
ФЭМП | Среда (03.02.13) | Счетные действия с множествами предметов на основе тактильного, слухового и зрительного гнозиса. |
Пространственно-временные представления | Пятница (05.02.13) | Счетные действия с множествами предметов на основе тактильного, слухового и зрительного гнозиса. |
Обучение игре | Вторник (09.02.13) | Детский сад. |
Ознакомление с окружающим | Четверг (11.02.13) | Детский сад. |
Развитие речи | Понедельник (15.02.13) | Детский сад. |
Сенсорное воспитание | Пятница (19.02.13) | Основные цвета. |
Ежедневное планирование осуществляется в свободной форме:
ОБРАЗЕЦ: число, день недели, план работы на день и его содержание. По каждому этапу плана обязательно должен вестись письменный отчет.
Каждое просмотренное и проведенное занятие развернуто фиксируется в дневнике с анализом и самоанализом (образцы примерных планов анализов и самоанализов в СДУ см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2). В начале каждого занятия педагогом делается пометка о разрешении его проведения, а в конце о фактическом его проведении (педагог может дать характеристику проведенного занятия студентом или его оценить).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная схема общего анализа занятия в СДУ
§ Дата проведения; форма организации занятия (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная); сведения о детях (ребенке) с которыми проводилось данное занятия: возраст (группа), особенности моторного и речевого развития, особенности развития деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), особенности развития личности; общее время проведения.
§ Тема (номер) занятия, ее актуальность и значимость для детей (ребенка).
§ Задачи занятия, их соответствие теме; виды заданий, направленных на их реализацию; конкретность сформулированных задач.
§ Структура занятия, ее логика построения.
§ Анализ содержания занятия:
- Основные знания, умения, отношения, отрабатываемые на занятии;
- Используемые виды работ, их соответствие задачам и уровень доступности;
-Целостность и связанность содержания программного материала (рациональная последовательность предъявления материала на занятии, связь теоретической части учебного материала с практической деятельностью);
- Используемые принципы построения занятий (частая смена видов деятельности, повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую, игровая форма и т. д.): обоснуйте необходимость частой смены видов деятельности; повторяемости материала; специальной работы по формированию переноса способа действий;
- Сочетание словесных, наглядных и практических методов на занятии.
§ Оснащение занятия дидактическими пособиями и средствами обучения, оценка эффективности их использования.
§ Анализ приемов обеспечивающих мотивацию деятельности ребенка и эмоциональный фон занятия.
§ Эффективность использования способов и приемов обучения.
§ Соотношения объема самостоятельной работы и совместной деятельности с педагогом.
§ Характеристика деятельности ребенка и его поведение на занятии: целенаправленность, проявление интереса к изучаемому материалу, активность и самостоятельность на протяжении всего занятии, дисциплинированность.
§ Выводы и предложения по совершенствованию занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерная схема самоанализа занятия в СДУ
1. Как реализованы поставленные задачи (с помощью чего реализованы, по какой причине не реализованы);
2. Какие были использованы виды работ, как они соответствовали поставленным задачам и уровню доступности;
3. Какие дидактические пособия и средства обучения были использованы, оцените эффективность их использования;
4. Какие использовались приемы для обеспечения мотивационной деятельности детей и эмоционального фона на занятии;
5. Насколько эффективно, на занятии были использованы способы и приемы обучения;
6. Охарактеризуйте деятельность ребенка (детей) и его (их) поведение на занятии (при возможности кажите причину того или иного поведения);
7. Достаточно ли времени отведенного для проведения занятия (если нет, то укажите причину);
8. Ваши выводы и предложения по проведению последующих занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики.
(оформляется отдельным документом)
Оформление титульного листа:
ОТЧЕТ
о педагогической практике
в специальных дошкольных учреждениях
Исполнитель: (Ф.И.О. студента, группа, факультет)
Руководитель: (Ф.И.О., должность)
1 Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности практики в СДУ. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.
2 Количество проведенных занятий. Какие занятия проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов занятий. Овладение анализом и самоанализом занятий. Как учитывался и использовался передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Какие основные задачи решались на занятии? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на занятиях принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся?
3 Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики).
4 Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.
5 Экспериментальная работа, ее результаты.
6 Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?
7 Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, руководителя практики, методистов, администрации СДУ, педагогов).
Подпись практиканта____________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примерная схема опыта непосредственного руководителя от учреждения образования о прохождении практики студентом
ОТЗЫВ
непосредственного руководителя от учреждения образования
(должность, ФИО руководителя)
о прохождении практики студента _______группы
факультета специальною образования заочной/дневной формы получения обучения
(ФИ.О. студента)
в период с_ _______ г. по ________ г.
в______________________________
Общие сведения о прохождении практики студентом, объем выполнения программы практики, количество проведенных занятий, уровень методической подготовки студента, уровень самостоятельности.
Отношение студента к выполняемой деятельности, выполнение обязанностей и распоряжений администрации учреждения образования
Уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с воспитанниками, родителями, коллегами.
Владение умениями конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи.
Изготовление студентом наглядных пособий, их количество и качество.
Оценка практики (аттестация студентов при необходимости с анализом причин снижения оценки).
Предложения по совершенствованию практики.
Дата
Подпись, расшифровка подписи
непосредственного руководителя
от учреждения образования
Печать учреждения образования
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Общие сведения о ребенке.
– фамилия, имя, отчество, полная дата рождения.
- длительность посещения дошкольного учреждения (с какого возраста, как прошла адаптация).
- общее физическое развитие, состояние здоровья (сведения о группе здоровья).
- состав и особенности семьи и семейного воспитания (характеристика быта, отношений между членами семьи и отношение к ребенку, стиль, тип семейного воспитания, отношение ребенка к родителям).
Особенности деятельности.
А) трудовая деятельность:
- бытовая деятельность и самообслуживание (сформированность культурно-гигиенических навыков и привычек, понимание правил бытовой деятельности, сформированность навыков самообслуживания, опрятность, небрежность).
- хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд (освоение и предпочтение видов и форм труда, мотивы, отношение к процессу и результату труда, стремление к совместному труду с взрослыми и сверстниками, представления о труде взрослых).
Б) игровая деятельность:
- отношение к игрушкам.
- предпочтение видов игр (соотношение одиночных игр и совместных).
- использование предметов-заместителей, воображаемых предметов.
- сформированность компонентов сюжетно-ролевой игры.
В) продуктивные виды деятельности:
- рисование (сформированность навыков рисования, их разнообразие и автоматизированность, использование выразительных и изобразительных средств, отношение к процессу и результату рисования, связь с речью и игрой).
- конструирование (сформированность конструктивных навыков и умений, использование схем или чертежей в процессе конструирования, отношение к результату и процессу).
- музыкальная деятельность (отношение к пению, слушанию, игре на музыкальных инструментах, овладение музыкально-ритмическими движениями, проявление творчества в разных видах музыкальной деятельности).
Г) общение:
- общение со сверстниками (характер отношения к сверстникам, есть ли друзья в группе, избирательность общения, симпатии, антипатии).
- общение со взрослыми (сформированность культуры общения, владение средствами общения, содержание и мотивы, личностные ожидания в отношении взрослых).
Д) состояние работоспособности (как играет или работает ребенок, заинтересованность в ходе выполнения задания, стремление довести работу до конца, проявляет ли настойчивость при преодолении трудностей, темп работы, проявление утомляемости, возбуждения, проявляются ли резкие колебания работоспособности на протяжении занятия).
3. Особенности познавательной деятельности:
А) внимание (проявление произвольности, развитие свойств внимания).
Б) память (объем, ведущий анализатор, проявление произвольности, использование приемов запоминания и воспроизведения, содержание непроизвольной памяти (что лучше запоминает: цифры, факты, описания, стихи, сказки)).
В) мышление (особенности сформированности мыслительных операций, установление причинно следственных связей, способы решения практических задач, ведущий вид мышления, соответствует ли возрастным нормам запас жизненных знаний и представлений).
Г) речь (особенности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, использование вспомогательных средств в речевом общении, сформированность диалогической и связной речи, выразительность речи).
Д) воображение (проявление воссоздающего и творческого воображения, приемы создания новых образов, эмоциональность воображения).
4. Особенности личностного развития:
А) эмоциональное развитие (сформированность индивидуальных и социальных чувств, осознание своих переживаний, называние их в речи, разнообразие переживаний и внешнее проявление, наличие эмоционального неблагополучия.).
Б) самосознание (осознание себя во времени, своих умений, возможностей, принадлежности себя к определенному полу, отношение к себе, уровень притязаний, мотивационные принадлежности).
В) воля (сформированность компонентов волевого действия, умение сдерживать свои побуждения, регулировать свое поведение).
Г) индивидуально-психологические особенности:
- склонности, способности (увлечения ребенка).
- черты темперамента (наличие дурных привычек, поступков).
5. Особенности усвоения программного материала дошкольного учреждения.
Охарактеризовать уровень сформированности элементарных навыков счета, сенсорных навыков и другим разделам программы, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применяются педагогом, какие результаты достигнуты за последний год обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Баряева Л.Б, Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-П., 2001.
2. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Санкт-Петербург, 2003.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Миросова. – М.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2002.- 47 с.
4. Боровская И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: пособие для работы с детьми в 2 Ч.– М., 2003.
5. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта. - Сб. статей: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.
6. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. В кн.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. М.: Педагогика, 1984.
7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985.
8. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М, 2002.
9. Зарин А., Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург, 2001.
10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
11. Кислякова Ю.Н. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-мет. пособие для педагогов. – Мн., 2007.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.
13. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. М.: Педагогика, 1989.
14. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В кн.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. М.: Педагогика, 1984.
15. Мамонько О.В. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мн. «Бестпринт», 2004.
16. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специальных дошкольных учреждениях. – В кн.: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М.: 1978.
17. Оглоблина И.Ю. Играем, наблюдаем: учеб.-метод. Пособие для педагогов и воспитателей.- Мн.: Нар. Асвета, 2005.-47с.
18. Программа для спец. дошк. учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью».– Мн.: «Народная асвета», 2007.– 303с.
19. Соколова Н.Д. О содержании и методах трудового воспитания в старших группах специального детского сада для умственно отсталых детей. – В кн.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. М, 1980.
20. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А.Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
21. Стребелева Е.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. – В сб.: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.
22. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.–М.:Владос, 2008. –180с.
23. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: кн. для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. — М., 2001. — 88 с.
Дополнительная
1. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. – ПК ООО «Бестпринт». Мн., 1997.
2. Клезович И.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.–Мню: Аверсев, 2005.–147с.
3. Князева О.Л. и др. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 1985.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
5. Нестерук Г.В. Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика забо