Средства воспитания их характеристика и классификация.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ — с одной стороны, - это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:
· объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;
· субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;
· объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;
· как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;
Виды средств воспитания:
1. Общение. Происходит во всех других средствах воспитания и вообще деятельности человека, является его первой деятельностью. Оно во многом определяет интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых источников, а также один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют. Его специфика проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:
а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
2. Игра. Воображаемая или реальная деятельность, ориентированная на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения. Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Игры можно использовать как одно из средств формирования личности ребенка, как средство отдыха после активной умственной деятельности или смены любой деятельности, игры-упражнения в коллективе, которые позволят ему чувствовать себя его частью.
3. Учение. Деятельность, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной деятельности, где основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано опытом человечества. Процесс учения протекает не стихийно, а последовательно.
Учение является специфичным видом деятельности, в которой выделяются следующие компоненты:
1.Наличие специальных мотивов.
2. Наличие учебной задачи- то, что ученик должен усвоить.
3. Наличие учебных действий - это действия, которые ученик должен осуществить для усвоения учебного материала. При формировании учебных действий надо иметь ввиду педагогический и психологический аспекты:
• Психологический аспект - овладение познавательными базовыми действиями: анализом, сравнением, обобщением, классификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодирование информации из одной знаковой системы в другую, моделирование, прогнозирование, переносом.
• Педагогические аспект - формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а так же основных навыков: письма, чтения, счета.
4. Определение правильности выполнения задания на основе соотнесения своих учебных действий и их результатов с заданными образцами. Перед педагогом стоит задача научить ребенка самопроверке, т.е. сознательному установлению зависимость между слабым воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий.
4. Труд. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования: 1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами; 2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации; 3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей; 4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного. Условия: постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска; заданий имеющие нескольких вариантов решения; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы. создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;
ТРУД ДУШИ – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека.
Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы, подкрепленное поощрением в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.
Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического, интеллектуального и душевного труда способно сформировать настоящего гражданина и неповторимую личность.
условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.