Принципы, лежащие в основе организации пед процесса.

ПРИНЦИПЫ – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Можно выделить и др принципы педагогического процесса.

1 Целенаправленности педагогического процесса.

2 Связь школы с жизнью. Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования.

3 Научность содержания воспитания и обучения. Требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, реализуется он прежде всего при разработке учебных программ, а также формирование научного мировоззрения.

4 Доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

5 Систематичности, последовательность. Построения воспитательного процесса, при которой каждый воспитательное мероприятие является естественным и логическим продолжением предыдущей работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитания и обучения на высокий уровень.

6 Сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся

7 Связь обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом. Воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей.

8 Наглядность. Предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, как источником информации.

9 Коллективный характер воспитания и обучения. Накопления опыта работы и активной общественной жизни в трудовом коллективе, овладение навыками коллективистских отношений (солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля).

10 Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней. Воспитывают у нее чувство человеческого достоинства, формируют представление о гуманных принципах людских отношений.

11 Выбор оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания. Основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых аналогичных ситуациях

12 Прочность, осознанность и действенность результатов обучения, воспитания и развития. Он предусматривает необходимость осознания полученных знаний, ориентирует на формирование действительных знаний, умений, навыков и способов поведены.

13 Комплексный подход к обучению и воспитанию

Таким образом, ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс. В реальном педагогическом процессе принципы реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, чтобы добиться успешного пед процесса, необходимо использовать комплекс принципов.

11 Содержание общего образования, хар-ка документов, его определяющих (ФГОС, базисные учебные планы, учебные программы).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – это документы, служащие основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

- минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

1. Федеральный компонент гос. стандарта общего образования – 75 % учебного времени, обязателен для всех. Обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и постановлением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г

2. Национально-региональный компонент – 10 % учебного времени, узкий – по областям (регионам). Содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.

3. Школьный компонент – 10 % учебного времени.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебные планы общеобразовательных школ в РБ утверждает Министерство образования.Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы. Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1 – 4 классы); б) основного (базового) образования (5 – 10 классы); в) среднего (полного) образования (11 – 12 классы).

Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

- продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);

- полный перечень учебных предметов по годам обучения;

- количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет;

- недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);

- итоговое количество учебных часов, финансируемое государством;

- периоды производственной практики, лагерных сборов;

- продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебных планах школ РБ выделяют образовательные компоненты: базовый (республиканский); дифференцированный (национально-региональный); школьный. Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Учебный план содержит и школьный компонент, т.е. некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методического совета школы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.

Учебная прграмма содержит: :

- Содержание образования в виде списка вопросов (понятия, принципы, законы наук, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник).

- Устанавливается минимум лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.

- Требования к ЗУНам учащихся.

- Список литературы и др.

Виды учебных программ:

1. Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера, под эгидой Мин.обр.РФ.

2. Рабочие учебные программ- учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

3. Личностно-индивидуальные авторские программы.

Учебная литература: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др. Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.

19 Самообразование, его роль на современном этапе. Формы и методы самообразования.

САМООБРАЗОВАНИЕ— это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения. Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. Обучающийся сам контролирует весь процесс обучения – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Основные принципы самообразования: непрерывность,целенаправленность,интегративность,единство общей и профессиональной культуры,взаимосвязь и преемственность,доступность,опережающий характер,перманентность перехода от низкойступени к высшей,вариативность и др.

Распространенные методы самообразования:

· чтение вспомогательной литературы. Самым проверенным способом пополнения знаний является обращение к тематической литературе.Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники.

· тренинги. Представляют собой активную, уникальную форму обучения, проводятся под руководством опытных специалистов; коучинги.

· семинары. Являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн;

· курсы. Такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы;

· мастер-класы

· мероприятия по обмену опытом;

Функции самообразования по М. Князевой:

· экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

· ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;

· компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

· саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

· методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

· коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

· омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося);

· психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

Формы самообразования:

· индивидуальная. Инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

· групповая. Занятия в методических объединения, посещение семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.

Современные методы самообразования помогают нам восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще.


Наши рекомендации