Современные исследования проблемы воспитания детей раннего детства.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
В отечественной науке доказана объективная значимость раннего возраста. Учёные Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина были основоположниками этой отрасли педагогики. Они и их коллеги провели огромное количество научных исследований, чтобы доказать всему мировому научному сообществу, важное влияние этого периода на всю последующую жизнь человека. Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. Л. Фигуриной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, считают ранний возраст сенситивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Их последователи продолжают работать над решением проблем детей раннего возраста и в наши дни. Профессор И.П. Подласый писал: «Воздействуя на развитие ребёнка, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства». Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
Современный подход к проблеме воспитания и развития детей раннего возраста можно рассмотреть на примере подхода Людмилы Михайловны Беляевой (белорусский педиатр, педагог, ученый, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования):
· Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга;
· Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека;
· Функции головного мозга не фиксированы наследственно, их становление и развитие происходит в результате взаимодействия организма с внешним миром;
· Наследственные факторы лишь определяют способность и силу ответа, склонность к определенным формам реагирования ЦНС на влияния внешней среды
· В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству;
· В целом – основной особенностью этого периода считается функциональная «незрелость» всех систем
· Она определяется рядом факторов, которые тесно связаны с критическими периодами в развитии ребенка:
1.Антенатальный период имеет 2 критических этапа:
●конец эмбриогенеза (13-14 недель): токсикозы, болезни матери ведут к замедлению и нарушению развития (врожденные уродства или гибель плода);
●последняя треть беременности (токсикозы, болезни матери и др.) ведут к гипоксии плода, что способствует физиологической незрелости плода или поздним фетопатиям
2. Роды:
● как воздействие стрессового фактора;
● как стимуляция жизнедеятельности основных функций организма ребенка;
3. Принятие вертикального положения;
4. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни);
5. Пубертатный период.
Основные особенности развития ребенка раннего возраста
1. Быстрый темп:
ни в каком другом возрасте не идет такого быстрого увеличения роста, массы и формирования функций мозга; этот темп развития характеризуется рядом моментов:
Быстрое установление связей с окружающим миром и медленное их закрепление (для закрепления необходима повторная информация);
Скачкообразный характер развития: периоды замедления развития (ретардация; практически – это периоды накопления информации) чередуются со «скачками», которые за короткий период времени меняют облик ребенка; пример запаса слов:1 год – 10 слов; 1,5 года -200-300 слов; 2 года 300 слов; 3 года –более 1500 слов;
Принято выделять периоды, называемые «скачками»: 1 год – ходьба; 3 года – формирование личности (осознает себя…Я…); 6-7 лет – школьная зрелость; 12-13 лет пубертатный период;
Эти периоды должны быть щадящими из-за угрозы срывов ЦНС и других функциональных систем
2. Неравномерность развития (гетерохронность).
Это проявляется созреванием различных функций организма в определенные сроки. Можно использовать «синзитивные» периоды как проявления особой чувствительности к определенным видам обучения (например, «ролевые» игры в 3 года …)
3. Большая ранимость
Дети очень лабильны, часто заболевают, очень эмоциональны. Даже от незначительных причин часто утомляются. Это особенно проявляется в стессовых ситуациях, самой частой из которых является адаптация к ДДУ. К ДДУ ребенка следует готовить!!!
4. Большая пластичность (обеспечивает быстрый темп развития).
Малыш необычайно обучаем, однако не следует чрезмерно увлекаться возможностью раннего обучения, так как это ведет к нервным срывам. Ребенок выигрывая в сроках усвоения определенных знаний , теряет осознанность этих знаний.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:
- подражание
- воспризведение
- умение смотреть и слушать
- сравнивать
- сопоставлять
- обобщать и др.
5.Взаимосвязь между физическим и нервно-психическим развитием
Высокая ориентировочная реакция
(любознательность) побуждает ребенка к
движению, а это способствует его
интеллектуальному развитию (не только
увидеть, но и потрогать, затем выяснить
что это такое, зачем, почему и т.д.)
6. Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ!
Они должны быть только положительными.
В этом неоценима роль взрослого
Раннее формирование эмоций ребенка:
взаимоотношения с родителями, затем со сверстниками и т. д.
От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем
В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе.
Прослеживается прямая связь:
между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности
Итак, в условиях дошкольных учреждений появляются новые формы педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста. Это материнские школы, группы (центры) матери и ребёнка, родительские клубы и университеты, где можно получить ответы на вопросы не только по уходу за ребёнком раннего возраста, но и по основным проблемам воспитания и благополучия всей семьи. В созданных на основе обмена опытом родительских клубах и университетах родители приобретают знания посредством общения друг с другом.
38.Современные организационные формы образования в раннем детстве.
Сущ. разнообр. формы образования детей раннего возраста. Это гос.дошк.образ.уч-я, включ.группы для д.р.в., образ. уч-я, в кот.действуют только группы для детей ясельного возраста. Также сущ.аналогичные частные обр.е учр-я.В некоторых из них имеются группы круглос.о пребывания детей (пятидневки) и кратковр. (группы неполного дня). Первые — посещают дети, родители кот. имеют сменный график работы и не могут забирать ребенка домой каждый день, вторые — посещают дети, основное время живущие в семье под присмотром родителей, других родственников или няни. В эти группы малыши приходят на занятия и прогулки.
В системе дошк. обр-я сущ. также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста.(центры творчества и развития, клубы и пр.). В них дети занимаются несколько раз в неделю. Для детей-сирот и детей, лишенных род. попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка, кот. находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.
В последние годы все более широкое распространение получают новые модели образования для д.р.в., ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковр. пребывания детей в д\у и предъявляют особые требования к сотр-ву вос-й, педагогов, мед. персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образ-е. Существуют разные модели групп кратковр. пребывания детей.
Группы кратковр.пребывания детей в спец.оборудованном помещениипредполагают свободный режим пребывания в них малышей. Родители приводят ребенка в удобное для них время на 2—3 часа в течение рабочего дня. Здесь вос.-образ. работа с детьми проводится индивидуально.Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп. В этом случае дети приходят в детский сад к определенному времени на короткий срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком варианте работа проводится с подгруппой детей. Кроме воспитателей к пед. процессу могут привлекаться муз. рук-ль, педагог по физ. вос-ю, специалист по изобр. деят-ти и др.
Кратковр. пребывание детей в закрепленной групп д\с. Эта модель не требует специально выделенного помещения и закрепленных за группой воспитателей. Детей распределяют по постоянно действующим группам, соответст. возрасту каждого ребенка.
Малыши включаются в жизнь группы на тот промежуток времени, на который родители оставляют его в дошкольном уч Группы выходного дня. В такую группу могут включаться дети, не посещающие д\у , а также те малыши, которые ходят в ясельные группы постоянно.
Адаптационные группы кратковр. пребывания детей. Адаптация детей к д\у проводится в специально оборудованном помещении. Эта модель предполагает работу с детьми тех воспитателей, кот. в дальнейшем примут их в свою группу на постоянное пребывание. Вос-ль занимается с такой группой в ту смену, когда в его постоянно действующей группе работает другой воспитатель. На следующий день воспитатели меняются.
реждении. Семейные группы кратковременного пребывания детей.Группы такого типа организуются в специально оборудованных (так называемых «семейных») комнатах. В них имеется удобная мебель для взрослых и для детей, библиотека с научно-популярной литературой для родителей, Задачей таких групп является создание особого микроклимата, способствующего адаптации ребенка к условиям д\у , реализации личностно-ориентированной модели воспитания.
Группы кратковр.пребывания детей по обслуживанию их специалистами и мед. персоналом д\уне требуют отдельного помещения и специалистов. Их обслуживают специалисты, работающие в данном учреждении. В рамках данной модели родители могут выбрать тот вид занятий или процедур, который они считают целесообразным для своего малыша. Например, могут приводить его только на муз. или физ. занятия, или на физиопроцедуры, или массаж. Режим посещения ребенком д\у регулируется родителями вместе с вос-ми и специалистами.
Организация патронажных услуг на дому для детей-инва- лидов в сочетании с их кратковр. пребыванием в д\упредполагает индив. режим работы с каждым ребенком и инд. программу его развития (выбор занятий и процедур, которые проводятся с ним дома и в детском саду). Часть занятий проводится с ребенком дома, а часть — в д\у в те часы, когда данный вид занятия проводится с соответствующей возрастной группой. Таким образом, вос-ель выступает в качестве «социального педагога», поочередно обслуживая несколько детей на дому и в группе.
39. Задачи воспитания детей 1-го года жизни
Задачи вос-я д. 1 г.ж.
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ – основн. умения, кот. определяют раз-е ребенка в данный момент и явл. благоприятными предпосылками для следующего развития.
Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является 1 год жизни. Его отличительные особенности:
--более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физ. и нервно-псих. раз-я,
--проявление
сенсомоторной потребности,
--ярко выраженная эмоциональность,
--большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,
--потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Задачи воспитания:
- обеспечение полноценного физ. раз-я детей, охрана и укрепление их здоровья, фор-е движений, вос-е элементарных навыков аккуратности и опрятности, полож. отношения к режимным процессам;
- с целью умственного вос-я своевременное фор-е ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, раз-е умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
- фор-е предпосылок нравственного поведения, т.е. полож. привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, вос-е доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музык. вос-я.
1год жизни условно делится на следующие этапы:
I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);
П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;
Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;
4 этап - от 9-Ю мес. до I года.
На I этапе вед. линиями раз-я являются:
- развитие зрительного и слухового сосредоточения;
- развитие эмоц.-полож. реакций, формирование "комплекса оживления";
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.
- формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
Для П этапа характерны следующие линии развития:
- формирование зрительных и слуховых дифференцировок;
- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;
- формирование первых голосовых реакций (гуляния и лепета);
- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
На Ш этапе ведущими линиями развития являются:
- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;
- дальнейшее совершенствование лепета;
- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);
- развитие ползания.
Для 4 этапа характерными являются такие линии развития:
- формирование результативных действий с предметами;
- появление первых осмысленных слов;
- дальнейшее развитие пассивной речи;
- формирование умения самостоятельно ходить.