Общие показатели раз-я ребенка к концу раннего возраста
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деят-ю становится предметная. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практ. и игровой деят-ти. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деят-ти. Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физ. и нервно-психического раз-я; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4– 4,5 ч); организм лучше приспосабливается к условиям окруж. среды; ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами); овладевает элемен. гигиен. навыками и навыками самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окруж. миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деят-ти. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил. Оценка взрослого способствует возникновению и раз-ю у ребенка «образа Я»; потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошк.детству.
Понятие о цели воспитания. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.
В педагогике цель вос-я—это мысленная заранее определяемое представление о результате пед. процесса о качествах состояния личности, кот.предполагаются фор-ть.
Цель и задачи зависят от потребности общества, от уровня его развития.
Цели вос-я подраст.поколений формулир.гос-во,при широком участии науки и общественности. В кодексе РБ сказано—целью вос-я явл.формирование разнесторонне развитой нравственно зрелой творческой личности обучающегося. Целью дошкольного образования явл.—разнестороннее развитие и социализация ребенка раннего возраста в соотв. с его возрастн. и индивид.возможностями, способностями и потребностями.
Реальной целью восспитания детей дошк.возраста является. «Восспитание
Эмоционально-благополучного, разносторонне развитого ,счастливого ребенка.»(Козлова,Куликова.)
Задачи воспитания
1)Гражданско-патриотическая
2)Нравственная
3)Эстетическая
4)Вос-е культуры самопознания и саморегуляции
5)Вос-е культуры здорового образа жизни
6)Гентерное вос-е
7)Семейное вос-е
8)Труд.и пофессиональное
9)Экологическое
10)Вос-е культуры безопасности жизнедеятельности
11)Вос-е культуры быта и досуга
Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.
Задачи умственного воспитания:
- сенсорное воспитание
- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
- становление речи.
Задачи физического воспитания:
оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Задачи социально-нравственного воспитания:
В 1-ю группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
2.группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи эстетического воспитания:
1.группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
2. группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Задачи трудового воспитания:
задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.
2-я группа – на развитие определенных качеств
45.Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста.
Закономерность—это объективно-существующие повторяющиеся связи пед.процессов и явлений. Существуют следующ.закономерности:
1)Воспитание ребенка возможно, если ребенок активен. Цель можно достичь при добровольном участии детей.
2)Воспитание эффективно с учетом актуальных потребностей. Ведущей потребностью ребенка является—потребность в любви, доброжелательности. Вос-е включает демонстрацию любви к детям.
3)Личность эффективно раз-ся, воспитывается лишь в ситуации успеха.
деят-ть ребёнка должна сопровожд. или венчаться успехом, кот.должен пережить каждый ребенок. Полож.пед.оценки—сувенир,улыбка,комплимент и т.д.Надо снимать страх у детей(У тебя все получится!)
4)Ребенок эффективно воспитывается в условиях совместно-раздельной деят-ти ребенка и педагога.Суть этой зак-ти заключ.в соблюдении пропорц. соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совм.деят-ти. На нач.этапе активность педагога выше ,а потом активность ребенка возрастает. Это помогает ребенку ощутить себя субъектом деят-ти,ч то важно для свободного творческого развития.
5)Целостность воспитательных влияний -это единство слова и дела педагога; это не противоречивость пед. Требованийи т.д.