Воспитание как педагогический процесс. Понятие воспитания, структура процесса воспитания.
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально - культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Процесс воспитания - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы (воспитание в семье; воспитание в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, воспитание в детских общественных организациях и объединениях) взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию и развитию личностных свойств и качеств воспитанников.
Особенности воспитательного процесса, которые в своей совокупности отражают его сущность: 1) воспитание носит конкретно-исторический характер. По мере развития общества (науки, культуры и т.д.) изменяются цели, содержание, методы воспитания; 2) воспитание -целенаправленный, планомерно организуемый процесс (педагогу необходимо иметь перед собой ясную цель и программу, т.е. четко представлять себе, каким должен стать его воспитанник); 3) воспитание -двусторонний процесс (ребенок не только объект, но и субъект воспитания); 4) целостность процесса воспитания (в результате воспитательного воздействия у ребенка формируются не отдельные качества, в его личность в целом); 5) воспитание - диалектически противоречивый процесс.
Противоречия - движущих сил воспитательного процесса (противоречия между новыми задачами воспитания и наличным уровень воспитанности учеников; обобщенным социально - ценностным опытом и индивидуальным жизненным опытом воспитанника; коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; знаниями социокультурных норм и правил поведения и
сформированностью соответствующих умений и навыков; нравственно -этическим идеалом личности и реальным поведением воспитанника и т.д. 6) скачкообразность процесса воспитания. Хотя свойства личности формируются постепенно, но их становление происходит в форме скачка (количественно - качественное изменение); 7) длительность - воспитание продолжается всю жизнь, в нем нет перерывов; 8) воспитание - это взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.
Структурные компоненты процесса воспитания: целевой (цель и задачи); содержательный (содержание воспитания); организационно -деятельностный (методы, средства, формы воспитания); оценочно -результативный (результат воспитания). Внутреннюю логику воспитательного процесса можно представить в виде последовательно реализуемых функций: 1) аналитическая (изучение социально -педагогической ситуации); 2) диагностическая (выявление реального уровня воспитанности и развития личности; установление причинно - следственных связей, детерминирующих формирование его личности); 3) прогностическая (целеполагание - формулирование ожидаемого результата и условий его достижения); 4) проектировочная (разработка программы и плана, выбор способов достижения цели); 5) организационная (мотивированное включение личности в деятельность и общение); 6) контрольно - оценочная (выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия).