Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.
Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.
Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание ме-
шает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Соответственно беседы проводятся логопедом и воспитателями, целью которых являются: вселить чувство уверенности в своих силах, необходимости с самых первых занятий добиваться и стремиться к успехам. Но иногда этих способов бывает недостаточно. И мы в своей работе реализовали идею поощрения и стимуляции сознательности и активности детей в преодолении речевого недуга. Нами предложен стенд, который висит под лозунгом:»Я сегодня молодец- победил запинку! » Ежедневно в конце дня дети с логопедом или воспитателями обсуждают успехи каждого ребёнка (имеется в виду отсутствие или снижение количества запинок, умение пользоваться рукой, активная речевая работа). Удачные попытки детей выражаются в том, что на солнечный лучик с фотографией ребёнка садится бабочка. Мы были удивлены великолепным результатом, котота ставит перед собой цель не оценкурый максимально стимулировал волю и сознательность детей, способствовал снижению частоты и количеству запинок у детей даже с тяжёлой формой заикания. Ещё раз хочется отметить, что данная работа ставит перед собой цель не оценку речи, а именно поощрение любых удачных речевых попыток. Ещё одним положительным моментом является, что данный стенд находится в «раздевалке» и родители тоже имеют возможность похвалить и выразить свою гордость ребёнку.
Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей в логопедической группе с заиканием решаются совместными усилиями воспитателя и логопеда. Воспитательская работа с заикающимися дошкольниками в определённой степени зависит от результатов логопедических занятий и она направлена на закрепление этих результатов у детей в повседневной деятельности:на занятиях, в различных играх, а также в рамках логопедического часа. Необходимость систематической работы воспитателя с детьми является не менее важной, чем собственно логопедические занятия. Учитывая, что для образования любого навыка необходима система регулярных тренировок, можно сделать вывод, что для перевоспитания неправильной речи заикающихся детей-одних занятий в логопедическом кобинете недостаточно. Заикающийся ребёнок, который из занятия в занятие механически отрабатывает элементы правильной ре- чи (дыхание, голос, артикуляция, темп) может затрудняться переносить эти умения в свою повседневную жизнь. Поэтому главная задача воспитателя-помочь ребёнку максимально полно использовать вновь приобретённые навыки вне логопедических занятий.
Не буду подробно останавливаться на описании психологических и личностных особенностей заикающихся дошкольников. Достаточно отметить, что заикающиеся дети нуждаются в более внимательном и чутком, не унижающим их дос- тоинство, отношении со стороны взрослых, а особенно нас педагогов. Тон всегда должен быть ровным, ободряющим, ласко-доброжелательным и в то же время требовательным. Уравновешенное поведение ребёнка-необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими. С этой целью нужно воспитывать в детях умение длительно заниматься одной игрой или делом. Предупреждение и устранение у детей речевых запинок проводится путём нормализации детской речи в их повседневной деятельности. При этом необходимо выполять следующие правила, которые нужно перевести в привычку:
1) речь начинать только после вдоха
2) замедленная речь (выделяя ударный гласный звук)
3) голос звучит постоянно, не прерываясь
Воспитатель даёт образец правильной речи, ребёнок старается подражать этим образцам. Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого материала. Полезно чтобы ребёнок сопровождал свои действия (рисование, лепка ит. д.) речью. Оречевление своих действий позва- ляет постоянно усложнять виды речи и тем самым закреплять навыки правильной речи и поведения. В начале это сопряжённо-отражённая речь-описание отдельных действий. Затем завершающая речь, когда ребёнок рассказывает что он делал. И наконец более сложной формой речи для заикающегося ре- бёнка-это предворяющая речь, ребёнок рассказывает что и как он будет делать. Задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок в момент речи был спокоен. Волнение, чрезмерное возбуждение способствуют усилению заикания. Речевые занятия проводятся по заданию логопеда (ведётся тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя). Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Индивидуально- отрабатываются артикуляционные уражнения на подготовку речевого аппарата. Подгрупповая форма используется по закреплению определённого звука у нескольких детей( 2-4чел.) Фронтально закрепляются навыки мышечного расслабления, правильного голосоведения, дыхания, речи с рукой, коррекции темпа и ритма. На занятиях используются игры и упражнения, отрабатываемые с логопедом. В зависимости от периода воспитатель в тесном сотрудничестве с логопедом решает следующие задачи:
1) режим молчания, постановка правильного дыхания, упажнения на мышечное расслабление, упражнения подготовки руки
2) отработка речи с рукой (слоги, слова разной слоговой структуры, коррекции ритма и темпа речи
3) ответно-вопросная форма речи, закрепление умения рассказывать и переска-зывать
Программа воспитания и коррекции предусматривает развитие всех сторон речи: грамматического строя, словарного запаса, звукопроизношения. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования и звукопроизносимой стороны речи. Эти данные записываются в спец. тетрадь, где в течении года отмечается над каким звуком работаем, для этого используем специальный речевой материал. Таким образом работа по устранению заикания носит комплексный характер. И конечно же для достижения результата необходима большая работа и поддержка родителей.
На мой взгляд работу в группе с заикающимися детьми можно представить в виде замкнутой цепочки. И если звенья в этой цепочке не разрываются то результат гарантирован.
В конце своего выступления хочу добавить, что для более эффективной работы с детьми по развитию речи в группе оборудован речевой уголок- коррекционно-развивающая среда. Помимо трдиционных мероприятий и соответствующего дидактического материала по закреплению очередной лексической темы, мы к оборудованию этой среды решили подойти более комплексно. Коррекционно-развивающая среда в нашей группе условно разделена на 2 зоны:
1- я зона предназначена для формирования и закрепления правильного звуко- произношения, развития воздушной струи и подготовки речевого аппарата к постановке необходимых звуков посредством артикуляционной гимнастики. Эта зона оборудована зеркалами индивидуального использования, наглядными иллюстрациями с изображениями соответствующих артикуляционных упражнений, дидактическим материалом для развития воздушной струи и рего выдоха: мыльные пузыри, вертушки, трубочки, свистки. Красочный интересный наглядный материал и удобное расположение речевого уголка создают полноценные условия для разнообразной формы взаимодействия воспитателя и детей в условиях логопедического часа и в течении дня.
2- я зона-заполняется дидактическим материалом по закреплению определён достижениюной лексической темы, а также включает в себя работу по формированию грамматических навыков, развитию темпа и ритма, звукового анализа, творческого воображения и связной речи. Таким образом именно комплексный подход к оборудованию коррекционно-развивающей среды, затрагивающий развитие и формирование всех сторон речи, способствует достижению единой цели воспитателя и логопеда.