Организация логоритмических занятий для детей с заиканием.

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят

дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики

1-ый этап ограничения речи.

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2-ой этап сопряженной и отраженной речи.

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов,

произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

3-ий этап диалогической речи.

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4-ы этап самостоятельной речи.

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану.

В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5-ый этап спонтанной эмоциональной речи и общения.

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Задачи логопедической ритмики для заикающихся: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.

Методика проведения логоритмических занятий с заикающимися детьми как составная часть любой коррекционной методики по устранению заикания.
Содержание логоритмической работы, зависящей от этапа логопедической работы, взаимосвязь между логопедом группы и логоритмистом.
Этапы проведения логоритмических занятий в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. Знакомство на каждом этапе с задачами и логопедическими технологиями формирования плавной речи, дифференцированными средствами логопедической ритмики.

Примерная схема логоритмического занятия
с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую

игрушку и на выдох опускать.

Конспект логоритмического занятия в старшей группе детей с заиканием (Степанова И. Г.logopedy.ru›portal/images/vesen-les.doc)

Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Образовательные:

1.Воспитание чувства ритма.

2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.

6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.

Коррекционные:

1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.

4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.

5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.

Воспитательные:

1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;

2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.

3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.

Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.

Ход занятия

1.Введение в тему (Организация начала занятия. Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности).

Дети входят в зал.

Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.

Логопед: - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес. Наши гости посмотрят, какие вы старательные и любознательные, как много вы умеете и знаете. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд.

2. Игра «Паровоз»( Обучение правилам игры, их соблюдению. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений).

Логопед: - Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).

Логопед: В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).

Дети: Раз, два, три -

Поездом вдруг стали мы.

(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)

Логопед: Первый будет паровозом.

Даст вагончикам сигнал.

Ребенок: - Загудел паровоз: У-у-у.

И вагончики повез

(Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой).

(музыка – Метлова «Поезд»).

Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: Чу-чу-чу. В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: Ш-ш-ш.

3.Воспитание координации речи с движением.

Логопед: - Станция «Лесная». Вот она какая! (логопед выполняет

выразительный указательный жест правой рукой)

Дети повторяют за логопедом слова и движение.

Логопед: - Перед нами лес большой,

(медленно поднимает руки вверх. дети повторяют слова и движения за логопедом)

Логопед: - Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

Логопед: Кто знает, когда это бывает?

Дети: -Это бывает ранней весной.

4.Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.

Логопед:- А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.

Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три». (Музыка - «три аккорда»). Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают:

Деревьями вдруг стали мы:

две елки, березы,

еще три сосны.

(Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).

Логопед: - Деревья качает легкий весенний ветерок.

Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).

Логопед: - Ветер усилился.

Дети выполняют наклоны вправо -влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена).

4.Развитие координации пальцев рук и речи.

Логопед:- Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.

Дети пропевают: -лист кленовый,

- лист дубовый,

- лист березовый,

выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками

(музыка «Во саду ли, в огороде»).

5. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки.

Логопед: - Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.

Но подул вдруг ветерок.

И посыпался снежок.

Мы сейчас пойдем

И снежиночки возъмем.

Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.

(музыка «Вальс снежинок» Чайковского)

Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.

Садятся. Развитие грамматической функции словообразования.

Логопед: -Какие у нас снежинки?

Дети: - Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.

6. Воспитание продолжительного выдоха.

Логопед:- возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.

Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)

7.Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.Развитие вокальных навыков.

Логопед: - но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.

Звучит музыка Моцарта «Приди, о май».

- Приди, о май, и снова,

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут.

(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки...).

8.Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.

Звучит «Колыбельная» Моцарта

Логопед: - Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.

Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?

Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.

Логопед: - Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.

Логопед:- Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.

9. Развитие просодического компонента речи.

Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).

Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля

Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду

Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.

10.Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.

Логопед: - А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.

Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!

А мне в ответ: А-у! А-у!

Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?»

Дети: - Первый звук А.

Логопед:- Какой второй звук в слове «АУ?»

Дети: Второй звук У.

Логопед: -Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).

11.Повторение игры «Паровоз»

12.Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.

Релаксация.

Затем дети прощаются и выходят из зала.

Используемая литература.

1.Бабушкина Р.Л.,Кислякова О.М.Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи. / Р.Л Бабушкина под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. - Издание второе: дополненное, переработанное - Санкт-Петербург, 2010 г. - 103 с.

2.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.,. Туманова Т. В, Миронова С. А.,. Лагутина А. В

Коррекция нарушений речи:программы логопедической работы/ Т. Б. Филичева и др. -М.: «Просвещение» - 2008.- 39с.

3.. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. — М. : Академия, 2005. — 192 с.

Музыкальный материал по логоритмике рекомендуется брать из книги «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» (Сост. Е. П. Раевская и др. -М., 1991), из аудиокассет «77 детских песен на слова Ю.Энтина» («Мелодия», Гостелерадиофонд, 2003), «Танцы народов мира» («Мелодия», 2000), «Звуки родной природы» («Мелодия», 1977).

Логоритмические упражнения.

(Кукушкина Н.В. - http://kukushkinanv.rusedu.net/post/1878/64181)

Многие дети с ортопедическими проблемами имеют в логопедическом заключении стертую дизартрию. Задачи логоритмики при данной патологии:

-подавить патологические двигательные реакции;

-улучшить координацию движений;

-улучшить общую двигательную активность;

-содействовать развитию психических функций(внимания, памяти, мышления);

-содействовать нормализации речевой функции;

-выровнять поведенческие реакции.

Коррекция дизартрии проходит комплексно. Наиболее значима в этом комплексе лечебная физкультура. На совместных занятиях логопеда и музыкального руководителя при использовании логоритмики детям предлагаются общеукрепляющие и общеоздоравливающие упражнения, специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений, отдельные приёмы артикуляционной гимнастики и общепринятые артикуляционные упражнения.

При использовании данной технологии можно выделить три периода.

1.Воспитание статики движений, развитие общих движений рук, ног, туловища, мелкой моторики, мимических мышц лица, внимания и памяти (слуховой и зрительной). Используются безречевые дидактические игры, пассивная (для детей с ДЦП) гимнастика, слушание музыки, пропевание отдельных гласных.

2.Развитие моторики артикуляционного аппарата, общедидактических навыков. Используются упражнения для конечностей, тела, артикуляционная гимнастика,, упражнения для развития слухо-произносительной дифференциации контрастных звуков.

3.Закрепление речевых навыков, в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки.

Для логоритмических занятий используем следующие картотеки:

Картотека логоритмических упражнений;
Картотека упражнений по логопедической ритмике;
Картотека игр на развитие голоса;
Картотека музыкальных дидактических игр;
Картотека подвижных игр для детей младших групп с речевым сопровождением;
Картотека игр с мячом на развитие речевых навыков;
Картотека нетрадиционных упражнений для совершенствования артикуляционной моторики;
Картотека. Дыхательная гимнастика;
Картотека .Артикуляционная гимнастика;
Картотека игр на развитие памяти, внимания с использованием музыки и звуковых сигналов. Психогимнастика Чистяковой;
Картотека музыкально-ритмических игр;
Картотека игр на развитие мелкой моторики и речевого дыхания.

Вашему вниманию предлагается картотека логоритмических упражнений.

РОБОТ. Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку — кушай витаминки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.   ОБЛАКА По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка... Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   ШОССЕ По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. ИГРУШКИ Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке — балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.   ЩЕНОК Папа мне купил щенка, Как смешон малыш пока! Очень мил щенок и весел, Ушки длинные развесил, Брюшко — шарик, мокрый нос, Он игрушка, а не пес. Назову его Трезор, Будем с ним ходить в дозор. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.     К БАБУШКЕ Стучат колеса — тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог, Расскажет сказку про зверей.. Мы едем к бабушке своей! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения   НА МОРЕ На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   НОЧЬЮ Как ночь тиха! Кругом — покой, Нам светит месяц золотой, И силуэты стройных елей, В ночи заметны еле-еле. Сидим с тобою на крылечке, И светлячки горят, как свечки. И в этой чудной тишине Так хорошо тебе и мне! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.     АЛЕНКА Завернем Аленку В теплую пеленку, Колыбельную споем, Чай на кухню Пить пойдем. Пусть приснятся нашей птичке Желтогрудые синички, С красным брюшком снегирек И братишка Игорек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МАРТЫШКИ Две бесстрашные мартышки Забрались на пальму ловко, По лиане вниз скользят Словно в цирке по веревке. Кувыркаться им не лень, Даже в самый жаркий день. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения. ЗАЯЦ Сидит заяц под кустом, Здесь его семья и дом, И верхушки длинных ушек Все трепещут на макушке. В его доме нет дверей, Как спастись от злых зверей? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.   СНЕЖИНКИ Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы — как петельки, Украсили эти постельки. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре   МОРОЗ На дворе мороз трескучий, Вышла Оля на крыльцо. Под ногами снег скрипучий, Ветер бьет в лицо колючий, Рвет с петель входную дверь Ведьма злющая — метель. Заходи скорее в дом! Печка дышит тут теплом, Ласково мурлычет кошка И узоры на окошке. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   НА ДАЧУ Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» На даче ждет нас Мурка, Дружище верный Рекс, Приедем мы на дачу – Пойдем все вместе в лес. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   ПИНГВИНЫ Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.   ЗА ГРИБАМИ Вырос у дорожки Гриб на тонкой ножке. Рома мимо шел, Грибок не нашел, Миша мимо шел, Грибок не нашел, Пробежал Антошка, Гриб — в его лукошке. Аня мимо шла, Грибок не нашла. Зато у Ани Малина в стакане. А у Мишки В кармане шишки. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   ВОРОБЕЙ Поскорей, поскорей Прилетай к нам, воробей! Тебе на дорожке Мы насыплем крошки. Прыг-прыг-прыг, Чири-чирик. Воробей наш не велик. Прыгает, летает. Устали не знает. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   НА ПОЛЯНКЕ Растут на полянке грибы, Чудесные пахнут цветы, Здесь ослик печальный пасется, От страха зайчишка трясется, Под кустиком маленьким мишка, С ним дружит забавный зайчишка. Ты, Машенька, их не пугайся Скорее домой возвращайся! Руки совершают плавные встречные двжения, имитируя движения рук дирижера в оркестре   ПРЯТКИ В гости к нам пришли ребятки, Поиграем с ними в прятки, Кто из норки выбегает, Корку хлебную хватает? Кто похож на нашу елку? У кого спина в иголках? Кто пчелиный любит мед, Лапой дерево скребет? Кто свил гнездышко на ветке? Как зовутся эти детки? Кто от страха весь трясется, Вокруг елочки несется? Кто свой хвостик потерял, Сразу очень грустный стал? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   ЖУЧОК Что ты делаешь, жучок? Строю я домишко! Что плетешь ты, паучок? Плету гамачишко! В маленьком домишке Будет жить жучок. И качаться в гамачке Резвый паучок. Ты о чем жужжишь, жучок? О своем домишке. Как просторно стало в нем Деточкам-жучишкам! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   ОТ ВАСИЛИЙ В подполе шуршали мыши, Кот Василий спал на крыше, «Не хочу ловить мышей! Жалко бедных малышей! Птичек тоже жалко мне! Съем сметанку я во сне!» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА Мы — веселые ребята, Любим мы играть. Как приятно и полезно Мячик покатать! Попинать его ногами, Постучать об стенку, Подкинуть коленкой. Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МИШКА Эй, эй, эй, мохнатый мишка! Помоги достать нам шишку! Висит шишка высоко, Достать шишку нелегко! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.   НА ТРОПИНКЕ Вприпрыжку бегут по тропинке Маринка, Каринка, Иринка. В руках у подружек корзинки, В корзинках — немного малинки. И будет у них к воскресенью Малиновое варенье. Пусть гости приходят И пьют с наслажденьем С вареньем малиновый чай. Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.   КИСКА То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   ВОЛК Серый волк решил друзей Поискать среди зверей, Будь мне, белочка, подружкой! Сказки разные на ушко пошепчу тебе... Поверь — я совсем не страшный зверь! Ну а ты мне — как сестричка, Огнехвостая лисичка! Только ты, дружище еж, И на зверя не похож! На твоей бы лучше спинке Мягкие росли шерстинки! Только после тех речей Не нашел себе друзей Волк среди лесных зверей. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. ЦЫПЛЯТА Под крылом хохлатки Прячутся цыплятки. Ну-ка, детки, вылезайте! Быстро лапки разминайте, Крылышками хлопайте, Клювиками щелкайте. Хватит, цыпочки, дремать! Надо червячков искать! Вот вкусная козявочка, Угощайся, мамочка! Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   ВОДА Ой, беда, беда, беда! На полу у нас вода! Звоним водопроводчику, Он будет кран чинить, Иначе не помыться и чаю не попить. Хорошо, когда водой полон водоем лесной. Там, средь водорослей нежных Стая рыбок безмятежных, А хозяин — водяной Охраняет их покой. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   СКРИП СКРИПОВИЧ Скрип Скрипович Скрипунов Весел был, вполне здоров, Но скрипел и день и ночь, Как бедняжечке помочь? Не болел он страшным гриппом, А пугал своим он скрипом Волка, зайца и лису, Так как жил в глухом лесу. И никто не догадался, что Скрип Скрипыч не трещал, Не скрипел во сне зубами Он на скрипочке играл! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   ЛЕСУ Тишина в лесу, покой, Вот и водоем лесной, Мощные расправив крылья, Лебедь над водой парит, Изогнув изящно шею, Как волшебное виденье, По поверхности скользит, И на солнце оперенье Словно снежное, блестит. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. БЕЛОЧКА Хозяйственная белочка Живет в дупле на дубе, Хорошая хозяйка В заботах целый день. Сорвет с куста орешек, Засушит три малинки, Найдет в грибах-опятах Замшелый старый пень. В дупле-то ей не спится, На ветке не сидится, И суетиться белочке Совсем-совсем не лень. Ведь пронесется лето, За ним промчится осень, И с зимними метелями Наступят холода. Ну а для нашей белочки, С богатыми запасами — Грибами и орехами, Морозы — не беда. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера.   КАТЮША Подарили мы Катюшке Очень славные игрушки: Вот котенок, Вот щенок, Вот веселый Колобок. Рано спать легла Катюшка. Рядом с нею все игрушки. На подушечке — щенок, За спиною - Колобок, А пушистого котенка, Завернув в пеленку, На руках качает, Тихо напевает. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   В ДЕТСКОМ САДУ Идут дети в детский сад, Там игрушки ждут ребят, Ждет Валюшку верблюжонок, Катю ждет большой слоненок, Маша с мишкою играет, Петя Маше помогает, Нянчит Олечка мартышку, Ну а Ася смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я туда пойду. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения   СЛОН Жил в Африке слон По имени Джон, И был очень добрым он. Не мог на дорогу, Поставить он ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Жалел он и пташек, и мышек, И даже несносных мартышек. Слона обижали мартышки, Кидали бананы и шишки, Когда он не мог на дорогу Поставить огромную ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ЧЕРЕПАШКА Долго в норке спала черепашка, Но совсем не помялась рубашка, Вылезает тихонько из норки, Поднимается медленно в горку, «Эй! — кричу я, — давай, черепашка, Поиграем с тобою в пятнашки!» Еле шепчет она мне в ответ: «У меня, извините, обед!» Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   МУРАВЕЙ Стоит на горе домишко, Ползет туда муравьишко, Он тащит соломинки, щепки, Чтоб дом получился крепким. Вокруг суетятся братишки — Старательные муравьишки, Несут в муравейник они червячка, Букашку, жучка, паучка. Кто строит, кто кормит детишек — Крошечных муравьишек. Вот так — целый день в работе, В трудах, беспокойстве, заботе. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.   ВОЗЛЕ РЕЧКИ Барашки и овечки Пасутся возле речки, Охраняет их Трезор, Чтоб зубастый серый вор Не пробрался к речке, Не украл овечку. Клыкастый разбойник Не дремлет в лесу. «Заснет пес Трезор, Я овцу унесу!» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   ВОВОЧКА Лисички на полянке, Опята на пеньке, Шагает мимо Вовочка С корзинкою в руке. Вот тонкие осинки, Под ними подосиновики, А где же самый главный? В беретике на ножке. Растет чудесный белый гриб Под елкой у дорожки. Дети шагают по кругу.   ГРОЗА Встало солнышко с утра, И ушли мы со двора, Мы топтали на полянке Тонконогие поганки, Землянику собирали, Веселились и играли. Вдруг все небо потемнело, Что-то страшно загремело, Смотрим мы во все глаза — Начинается гроза! То ли прятаться под дубом, То ли прочь бежать отсюда, Но гроза отгрохотала, Поплыла и с глаз пропала. Завтра мы пойдем опять На полянку поиграть. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ПТИЧКА Три яйца в гнезде у птицы. Как пичужке не гордиться? Заботливая мамочка Весь день на них сидит. Нельзя ни на минутку Оставить здесь малюток. Ведь хитрый кот Василий За гнездышком следит. Шуршат в подвале мыши. Василий их не слышит. Зовет его хозяйка, Кот ухом не ведет. Но если вдруг Иринка Покажет хворостинку, Мяукнет кот Василий, На печку спать пойдет. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   СНЕГУРОЧКА Снег лежит на улице, Вышли мы во двор. «Давай лепить Снегурочку?» — Предложил Егор. Приделаем Снегурочке Мы длинную косичку, А из тонких веточек — Пушистые реснички. Кругленькие пуговки Шубку украшают, А вот щечки бледные — Солнышка не знают. Говорит вдруг Маша: «Чтоб Снегурка наша Порумяней стала, Свеколку из погреба Бабушка достала. Ведь чудеса бывают Всегда на Новый год, А вдруг наша Снегурочка Возьмет и оживет?» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.   БАРБОС Жил на улице Барбос, Был Барбос бродячий пес, Он по улицам ходил И из лужи воду пил. Пес мечтал иметь свой дом И хозяйку в доме том. Чтоб трепала по загривку, Наливала в миску сливки, Выходила с ним гулять, Говорила: «Фу! Стоять!» И однажды в добрый час Этот песик встретил нас, Мы его к себе позвали, Косточку из супа дали, Потрепали по загривку И налили в миску сливки. Охраняет он наш дом, Всем тепло, уютно в нем. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.     ИРИНКА У меня сестренка есть, Звать ее Иринка. Я Иринке в день рождения Подарю машинку. Пусть с машинками играют Не одни мальчишки, У нее сидят на полке Куклы и зайчишки. Я ей посоветую, Как сестре и другу, Посадить их всех в машину, Прокатить по кругу. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. МЫШЬ Завелась на кухне мышь, Я кричу ей грозно: «Кыш!» Но она от сыра корку Торопливо тащит в норку. Мама прыгнула на стул, Закричала: «Караул!» Говорю я маме: «Мышка — Очень славная малышка. Пусть она у нас живет, Сыр и корочки грызет. Продают мышей на рынке, Можно гладить их по спинке, Можно в клетку посадить, Можно другу подарить. Но сказала мама: «Нет! Лучше кошке на обед Подарю я эту мышь. Мышь — грызун, а не малышка, Почитай об этом в книжке». Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ВЕСНА Наконец сегодня солнце Заглянуло к нам в оконце, Вместо злых метелей, стуж На дороге много луж. Очень нежно греет солнышко, Зачирикали воробушки, И ворона им в ответ Громко каркнула: «Привет!» Ходят люди, улыбаются, Ты пришла, весна-красавица! Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   КОТЕНОК Мой котенок был так мал, На ладошке он лежал, А потом подрос немножко, Стал похож на маму-кошку, Но шалит малыш повсюду: Сбросил со стола посуду... А забрался на карниз — И карниз свалился вниз. Он обгрыз цветок в горшочке Спрятал Машины носочки. Убегает даже пес — Поцарапан его нос. Тут сказала тетя Зина: «Посажу его в корзину, А не то разбойник кот Нам весь дом перевернет!» Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.   СТРЕКОЗА Крылышки прозрачные, Круглые глаза. Надо мной летает Чудо-стрекоза. Подставляю я ладошку, Отдохни хотя б немножко! Расскажи, где ты бывала, Что на свете повидала? Но молчит она в ответ, Времени, наверно, нет. Ведь летать — ее работа, А болтать ей неохота. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.   У БАБУШКИ За столом сижу у бабушки, Ем медовые оладушки, И журчит, как ручеек, Ее тихий говорок. Называет меня бабушка Так забавно — Василек. Подливает в кружку глиняную Из малины киселек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ОЛЯ Купила Оле мама Пеструю панаму, Купила сарафанчик — На боку карманчик. На зеленом сарафанчике, Как на поле — одуванчики, Колокольчики, ромашки, На ромашках — по букашке. Выйдет Оля на опушку, Не найдут ее подружки. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие

Наши рекомендации