Тема: «Этнопедагогика в системе наук»

Тема: «Этнопедагогика в системе наук»

Цель: познакомить с предметом, задачами, историей возникновения и развития этнопедагогики, рассмотреть ее роль в системе педагогических наук.

Задачи:

-обучающая: раскрыть понятие «Этнопедагогика», изучить направления, задачи этнопедагогической науки;

-развивающая: развивать этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса;

- воспитывающая: воспитывать нравственность, народный дух единения всех русских людей.

Оборудование: конспект лекции, распечатка схемы «Этнопедагогика в системе педагогических наук» для каждого студента, таблица на доске.

Литература: Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

План

1. Предмет и задачи этнопедагогики.

2. Этнопедагогика как история и теория народного воспитания.

3. Этнопедагогика в системе педагогических наук.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2.Сообщение цели и задач.

3.Изучение нового материала.

1. Предмет и задачи этнопедагогики.

Этнопедагогика – наука о воспитании и образовании этнических групп.

Этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических взглядов на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.Включает в себя специфичекое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2007. – 240 с.)

Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодей­ствия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспи­тания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспи­тательный процесс.Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитатель­ный процесс как:

- форму (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в
этнокультурном окружении;

- этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи
культуры этноса подрастающему поколению (интериоризация
культурного опыта);

-особый вид деятельности (воспитательная деятельность);

-функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художествен­ном творчестве, труде и т.п.;

- этнокультурное развитие человека, его становление как представителя конкретного этноса;

- этносоциальный институт (система воспитания в культуре
конкретного этноса).

В концентрированной форме содержание воспитания (этносоциализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной си­стемы нравственных этнических ценностей.

Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с част­ными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса.

Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая со­вокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспек­тивное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспи­тательный процесс. Основные ее задачи — воспитательные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс (через воспитание в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педагогического процесса.

А) История развития и становления этнопедагогики.

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социализации и образования сформировалась во второй половине XX в. Начальный этап становления науки объяс­няет вариативность понятийного аппарата, поэтому и существу­ют различные подходы к определению понятия «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретиче­ское осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опы­та, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства.

Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обра­тился Г.Н.Волков (70-е гг. XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранивши­еся благодаря национальной системе воспитания, и претерпева­ющую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педаго­гической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс со­циального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваю­щая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и системати­зирует народные знания о воспитании и обучении детей, народ­ную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, ска­заниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педаго­гические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потен­циал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности». (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2007. – 240 с.)

Существует два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: эмик (специфический) и этик (общий).

Эмик — культурно-специфический подход к анализу педагоги­ческих явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания под­растающего поколения. Изучение педагогической культуры наро­дов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы.

Этик — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных ис­следований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и разли­чий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических

явлений в связи с этнопсихологическими и этнокультурными осо­бенностями жизни этноса.

Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приоб­ретают разные смысловые нагрузки. По мнению B.C.Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнитель­ный анализ воспитательных традиций различных народов, а на­родная педагогика — воспитательные традиции конкретной этни­ческой группы.

По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмыс­ление и систематизация опыта народной педагогики, представ­ляющей собой совокупность педагогических сведений и воспита­тельного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.

Б)Методы и средства этнопедагогики.

Методы этнопедагогики как науки определены культурологическим подходом:

1. обобщение данных этнографических, этнологических, этнолингвистических, этнокультурологических исследований и анализ научной и художественной литературы;

2. познание этнического жизненного пути человека;

3. биографический метод;

Тема: «Этнопедагогика в системе наук»

Цель: познакомить с предметом, задачами, историей возникновения и развития этнопедагогики, рассмотреть ее роль в системе педагогических наук.

Задачи:

-обучающая: раскрыть понятие «Этнопедагогика», изучить направления, задачи этнопедагогической науки;

-развивающая: развивать этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса;

- воспитывающая: воспитывать нравственность, народный дух единения всех русских людей.

Оборудование: конспект лекции, распечатка схемы «Этнопедагогика в системе педагогических наук» для каждого студента, таблица на доске.

Литература: Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

План

1. Предмет и задачи этнопедагогики.

2. Этнопедагогика как история и теория народного воспитания.

3. Этнопедагогика в системе педагогических наук.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2.Сообщение цели и задач.

3.Изучение нового материала.

1. Предмет и задачи этнопедагогики.

Этнопедагогика – наука о воспитании и образовании этнических групп.

Этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических взглядов на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.Включает в себя специфичекое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2007. – 240 с.)

Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодей­ствия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспи­тания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспи­тательный процесс.Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитатель­ный процесс как:

- форму (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в
этнокультурном окружении;

- этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи
культуры этноса подрастающему поколению (интериоризация
культурного опыта);

-особый вид деятельности (воспитательная деятельность);

-функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художествен­ном творчестве, труде и т.п.;

- этнокультурное развитие человека, его становление как представителя конкретного этноса;

- этносоциальный институт (система воспитания в культуре
конкретного этноса).

В концентрированной форме содержание воспитания (этносоциализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной си­стемы нравственных этнических ценностей.

Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с част­ными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса.

Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая со­вокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспек­тивное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспи­тательный процесс. Основные ее задачи — воспитательные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс (через воспитание в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педагогического процесса.

Наши рекомендации