Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. Его вклад в разработку основных принципов обучения.
Ушинский считал что педагогика – это искусство воспитания. Считал, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут называться науками. Т.к. главная задача педагогики – выработка практикоориентироанных методик. Педагогика развивается для того чтобы иметь практическую реализацию. Педагогика должны ориентироваться не только на практику, но и на глубокое знание теории. В процессе об-я разделял 3 стадии: 1) наблюдение за предметом под руководством учителя. На этой стадии ребёнок составляет общее представление о предмете; 2) обобщение и закрепление, полученных знаний. Главный труд «человек, как предмет воспитания». Требования к учителю? Быть профессионалом; обладать пед. тактом и мастерством; любить людей; постоянно совершенствоваться.
В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.
Следуя принципу развивающего обучения ведущему начало еще от И.Ф.Гербарта, Я.А.Коменского, он был против разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.
Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе, обществе, вторая – формирование «миросозерцания», «убеждений». Таким образом по своему содержанию обучение – (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Классическая школа, полагал Ушинский, все меньше соответствует гармонии материального и формального образования и что будущее за современной (реальной) общеобразовательной школой.
Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д.Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.
В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды.
Безусловно новыми в дидактических исканиях К.Д.Ушинского стала его разработка проблем начального обучения. Чему было посвящено большое количество статей. Им были составлены учебные книги для начальных классов «Родное слово», «Детский мир». На этих книгах воспитывались многие поколения детей. Книга «Родное слово» выдержала 167 изданий.
36. К. Д. Ушннский о нравственном воспитании и его средствах. Отношение Ушинского к проблеме дисциплины.
Цели и средства нравственного воспитания
Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Выделял главную задачу воспитания – нравственность.
Нравственное воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга, уважение к людям, искренность, доброжелательность, справедливость.
Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, в которой он видел прежде всего залог нравственной чистоты. Важное место отводил и гражданским задачам – подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.
Средствами нравственного воспитания по Ушинскому является:
• обучение (замечательны его книги, в которых умело сочетается развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);
• личный пример учителя, родителей;
• убеждение, которому придавал большое значение;
• умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
• меры предупреждения;
• поощрения, взыскания.
Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но без изнеженности и заласканности. Считал, что в нравственном развитии ребенку нельзя навязывать убеждения, их следует вносить в детскую душу, не совершая над ней насилия.
Ушинский считал, что настоящее воспитание должно обходиться без наказания. Наказание должно быть крайним средством воспитания. Предпочтение отдавалось наказаниям предупредительного свойства. К.Д.Ушинский предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Это–позиция и современной личностно-ориентированной педагогики
37. Личность народного учителя и пути его профессиональной подготовки в разработке К.Д. Ушннского.
Педагогическое наследие К.Д.Ушинского имеет огромное влияние на развитие школы и педагогической мысли в современных условиях.
Его идея о связи школы с жизнью в современных условиях приобретает особое значение. К.Д.Ушинский говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее жизни, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой с одной стороны, жизнью и наукой – с другой»
Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Понятие «учитель предметник» по мнению К.Д.Ушинского, может означать лишь невысокий уровень профессиональной подготовки учителя. Это пояснение К.Д.Ушинского применимо в наши дни. Требования к современному учителю идентичны тем, которые предъявлял К.Д.Ушинский. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
Ушинскому принадлежит инициатива введения и широкого распространения в России звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте с одновременным обучением чтению и письму, который и сегодня является ведущим в начальном обучении. Актуален его принцип народности: современные цели и средства нравственного воспитания.
Ушинский считал, что настоящее воспитание должно обходиться без наказания. Наказание должно быть крайним средством воспитания. Предпочтение отдавалось наказаниям предупредительного свойства. К.Д.Ушинский предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Это–позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.
Проблема соотношения обучения и развития признается сегодня одной из стержневых проблем педагогики. К этому вопросу обращался К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» подробно излагал особенности психологического развития детей в различные возрастные периоды, считал обучение и воспитание могучим фактором развития ребенка.
Педагогика по Ушинскому должна стоять на фундаменте общенаучного круга, «антропологических наук». Актуальность этого его положения для современной педагогики неоспорима.
Современна, актуальна и вечна его характеристика общественного значения профессии учителя. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, борющихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности – одно из величайших дел истории, на этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».
Резюме
Имя К.Д.Ушинского занимает особое место в истории мировой педагогической мысли. Разносторонне и высокообразованный педагог, К.Д.Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки.
К.Д.Ушинский – один из создателей общественной педагогики, ставивший целью воспитание человека-гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной культурой.
К.Д.Ушинский является одним из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа.
В педагогической системе К.Д.Ушинского значительное место занимали учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и учебного предмета. К.Д.Ушинский глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Дидактика и методика К.Д.Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики, пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, центральное место в котором отводилось родному языку.
Огромный вклад внес К.Д.Ушинский в разработку педагогических проблем физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
Его педагогика проникнута оптимизмом, верой в творческие силы ребенка, уважением и разумной любовью к нему.
Учение К.Д.Ушинского сохранило свою актуальность и жизненность для нашего времени, для современной педагогической науки.
Наследие К.Д.Ушинского составляет 11 томов, его педагогические произведения имеют и сегодня научную ценность для русской и мировой педагогики.
38. Перемены в области образования в России 1917 - 1920 гг. (декреты, Постановления, Декларации о единой трудовой школе)
Перемены в области образования в России 1917-1920 (Декреты, постановления).
Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.
Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.
11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.
20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола.
5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в введение Народного Комиссариата по просвещению, всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Это обеспечило единство школьной реформы. Большое значение для улучшения учебной работы школы и обеспечения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 г.), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.
На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.
В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка "Основных принципов единой трудовой школы". Затем они были опубликованы под названием "Декларация о единой трудовой школе". В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание "Декларация" уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы.
В области содержания и методов учебной работы "Декларация" выступала против формализма и схоластики, требовала учета интересов учащихся, развития их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью.
Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному.
26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.