Тема: Методы педагогического процесса. Подходы к пониманию и классификации методов.

Тема: Методы педагогического процесса. Подходы к пониманию и классификации методов.

Цель:рассмотреть классификации методов педагогического процесса, раскрыть сущность, положительные моменты и недостатки.

Задачи:

-образовательная:: раскрыть: наглядные, практические методы, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля обучения, а также подгруппу методов по аспекту мышления и степени самостоятельности и по логике передачи и усвоения информации; формировать умение ориентироваться в классификациях методов педагогического процесса, формировать навык самостоятельной дифференциации методов;

-развивающая: развивать умение четко анализировать и обобщать услышанное, ясно выражать свою мысль.

-воспитывающая: формировать положительную мотивацию учения у студентов, воспитывать такие качества как ответственность, активность прилежание.

План занятия:

1.Наглядные методыа)наблюдение;б)демонстрация.

2.Практическиеметоды:а)упражнения;б)лабораторные работы.

3.Подгруппа методов по логике передачи и усвоения информации:а)индуктивные методы;б)дедуктивные методы.

4.Подгруппа методов по аспекту мышления и степени самостоятельности: проблемно- поисковые методы.

Методы стимулирования и мотивации учения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Ход занятия.

I.Орг. момент.

II.Сообщение цели и задач.

III.Изучение нового материала.

IV.Подведение итогов.

V.Д/з.

Оборудование:конспект лекции, записи и схема на доске.

Список литературы:

1.«Педагогика» Г.М.Коджаспирова (стр.191-222)

1.Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:ДЕМОНСТРАЦИЯ И НАБЛЮДЕНИЕ

Главной особенностью этих методов является то, что основным

точником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Демонстрация и наблюдение способствуют реализации принципа наглядности, эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются такие требования,как: целесообразность, последовательность демонстрируемых объектов, мера в их использовании, понимание цели используемых наглядных средств обучаемыми, обеспечение качественной и эстетической сторон используемой наглядности, обеспечение ясности и точности восприятия .

Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования.

Демонстрация — метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.

Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений.

Лабораторные работы

Наряду с упражнениями используются лабораторные работы. Чаще всего они применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.

Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.. Этот метод применяется, прежде всего, при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии.

Практические работы по своему характеру и структуре очень близки лабораторным, но, как правило, проводятся в мастерских, на пришкольном участке, при работе на компьютере, тренажерах. К ним предъявляются те же требования, что и к лабораторным работам. Особенностью практических работ является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после изучения каких-то больших тем и разделов.

ПОДГРУППА МЕТОДОВ ПО АСПЕКТУ МЫШЛЕНИЯ И СТЕПЕНИСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ.

Эта группа методов включает в себя пять конкретных методов обучения:

IV.Подведение итогов

Вопросы

Тема: Методы педагогического процесса. Подходы к пониманию и классификации методов.

Цель:рассмотреть классификации методов педагогического процесса, раскрыть сущность, положительные моменты и недостатки.

Задачи:

-образовательная:: раскрыть: наглядные, практические методы, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля обучения, а также подгруппу методов по аспекту мышления и степени самостоятельности и по логике передачи и усвоения информации; формировать умение ориентироваться в классификациях методов педагогического процесса, формировать навык самостоятельной дифференциации методов;

-развивающая: развивать умение четко анализировать и обобщать услышанное, ясно выражать свою мысль.

-воспитывающая: формировать положительную мотивацию учения у студентов, воспитывать такие качества как ответственность, активность прилежание.

План занятия:

1.Наглядные методыа)наблюдение;б)демонстрация.

2.Практическиеметоды:а)упражнения;б)лабораторные работы.

3.Подгруппа методов по логике передачи и усвоения информации:а)индуктивные методы;б)дедуктивные методы.

4.Подгруппа методов по аспекту мышления и степени самостоятельности: проблемно- поисковые методы.

Наши рекомендации