Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность
> Коллектив - субъект воспитания.
> Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие.
> Широкий диапазон социальных ролей.
Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания
План
1. Структура управленческого решения
2. Управленческий трудв образовательном учреждении
3. Образовательное учреждение как объект управления и руководства
4. Руководитель в системе управления
Управление образовательными системами- взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей
Структура управленческого решения
Стадия
1 этап. Этап анализа проблемы: формулирование задач - анализ обстановки, материальных и человеческих ресурсов,
формирование множества вариантов решения задачи
2 этап. Этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения
Стадия
3 этап. Разработка плана реализации решения
4 этап. Информация о принятом решении
5 этап. Подбор и подготовка исполнителей
6 этап. Организация оперативной работы по выполнению решения - обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, создание соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисциплины, поддержание творческой инициативы и т. д.
7 этап. Контроль и коррекция
8 этап. Анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем
Основной закономерностью управления является его цикличность.
Способы принятия управленческого решения
ü при недостатке отклика (предлагаемое решение не вызывает активного эмоционального отклика); по авторитарному принципу;
ü большинством;
ü меньшинством при молчаливом согласии большинства;
ü принятие единогласного решения;
ü принятие решения при консенсусе.
Условием эффективности выполнения решения является мониторинг.
Мониторинг- постоянное наблюдение (отслеживание) за ходом выполнения решения с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Принципы управления образовательными системами
Ø демократизация и гуманизация;
Ø системность и целостность;
Ø взаимосвязь единоначалия и самоуправления;
Ø научность;
Ø компетентность;
Ø оптимальность.
Управленческий трудв образовательном учреждении
Управление- системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации
Управлять - значит привести к успеху других.
Специфические особенности управленческого труда
■ представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:
- организационно-административной и воспитательной;
- аналитической и конструктивной;
- информационно-технической;
■ участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
■ предмет труда - информация;
■ средство труда - организационная и вычислительная техника;
■ результат труда - управленческое решение;
■ ключевые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
Информация в управлении образовательными системами (УОС)
Информация в управлении образовательными системами- строго определенный комплекс статистических, психолого-педагогических и качественных сведений, способствующих осуществлению целостного педагогического процесса в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.
Требования к управленческой информации
- объективность; - своевременность;
- полнота и всесторонность; - четкость формулировок;
- достоверность; - оперативность.
Специфика управленческого труда в образовательном учреждении
> каждое образовательное учреждение очень индивидуально в своей работе;
> управленческий труд не является обособленным;
> труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое разнообразие составляющих его частей;
> большая напряженность ритма, возникновение неожиданных стрессовых ситуаций;
> специфичен объект управления;
> один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновременно и субъектом управления;
> широк круг общения - педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родители, общественность и др.;
> своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программированию и объективной оценке;
> педагогический коллектив является трудовым коллективом особого типа и др.
Методы управления образовательными системами
♦ нормативные;
♦ организационно-административные:
♦ организационно-стабилизирующие,
♦ распорядительные,
♦ методы стимулирующего воздействия;
♦ педагогические;
♦ социально-психологические;
♦ экономические;
♦ психологические.
Образовательное учреждение как объект управления и руководства
Образовательное учреждение- социальный институт, общественно-государственная или частная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Структура образовательного учреждения | |||||||
Программно-методическое обеспечение | Материальная база | ||||||
• финансы | |||||||
• учебные планы • программы • учебники • учебно-методические комплекты | • территория • кабинеты • оборудование • библиотека • спортсооружения • мастерские • столовая • актовый и кинозал и т. д. | ||||||
Учащиеся | Кадры | ||||||
и детские коллективы | • администрация • педагоги и сотрудники • вспомогательные штаты: учебно-вспомогательные, технические | ||||||
Принципы руководства
□ целостного взгляда на человека;
□ уважения и доверия к человеку;
□ индивидуального подхода и личного стимулирования;
□ обогащения и обновления работы учителя;
□ постоянного повышения квалификации;
□ сотрудничества (партисипативности);
□ коллективного принятия решений и делегирования членам коллектива от дельных управленческих функций;
автономизация.