Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность

> Коллектив - субъект воспитания.

> Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообра­зие.

> Широкий диапазон социальных ролей.

Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания

План

1. Структура управленческого решения

2. Управленческий трудв образовательном учреждении

3. Образовательное учреждение как объект управления и руководства

4. Руководитель в системе управления

Управление образовательными системами- взаимосвязанная совокуп­ность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффек­тивное развитие системы образования и основных ее частей

Структура управленческого решения

Стадия

1 этап. Этап анализа проблемы: формулирование задач - анализ обстановки, материальных и человеческих ресурсов,

формирование множества вариантов решения задачи

2 этап. Этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения

Стадия

3 этап. Разработка плана реализации решения

4 этап. Информация о принятом решении

5 этап. Подбор и подготовка исполнителей

6 этап. Организация оперативной работы по выполнению решения - обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, созда­ние соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисципли­ны, поддержание творческой инициативы и т. д.

7 этап. Контроль и коррекция

8 этап. Анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем

Основной закономерностью управления является его цикличность.

Способы принятия управленческого решения

ü при недостатке отклика (предлагаемое решение не вызывает активного эмоционального отклика); по авторитарному принципу;

ü большинством;

ü меньшинством при молчаливом согласии большинства;

ü принятие единогласного решения;

ü принятие решения при консенсусе.

Условием эффективности выполнения решения является мониторинг.

Мониторинг- постоянное наблюдение (отслеживание) за ходом выпол­нения решения с целью выявления его соответствия желаемому результа­ту или первоначальным предположениям.

Принципы управления образовательными системами

Ø демократизация и гуманизация;

Ø системность и целостность;

Ø взаимосвязь единоначалия и самоуправления;

Ø научность;

Ø компетентность;

Ø оптимальность.

Управленческий трудв образовательном учреждении

Управление- системный процесс планирования, организации, мотивиро­вания и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функ­ционирования организации

Управлять - значит привести к успеху других.

Специфические особенности управленческого труда

■ представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:

- организационно-административной и воспитательной;

- аналитической и конструктивной;

- информационно-технической;

■ участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

■ предмет труда - информация;

■ средство труда - организационная и вычислительная техника;

■ результат труда - управленческое решение;

■ ключевые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Информация в управлении образовательными системами (УОС)

Информация в управлении образовательными системами- строго оп­ределенный комплекс статистических, психолого-педагогических и каче­ственных сведений, способствующих осуществлению целостного педагоги­ческого процесса в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Требования к управленческой информации

- объективность; - своевременность;

- полнота и всесторонность; - четкость формулировок;

- достоверность; - оперативность.

Специфика управленческого труда в образовательном учреждении

> каждое образовательное учреждение очень индивидуально в своей работе;

> управленческий труд не является обособленным;

> труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое раз­нообразие составляющих его частей;

> большая напряженность ритма, возникновение неожиданных стрессовых си­туаций;

> специфичен объект управления;

> один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновре­менно и субъектом управления;

> широк круг общения - педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родите­ли, общественность и др.;

> своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программирова­нию и объективной оценке;

> педагогический коллектив является трудовым коллективом особого типа и др.

Методы управления образовательными системами

♦ нормативные;

♦ организационно-административные:

♦ организационно-стабилизирующие,

♦ распорядительные,

♦ методы стимулирующего воздействия;

♦ педагогические;

♦ социально-психологические;

♦ экономические;

♦ психологические.

Образовательное учреждение как объект управления и руководства

Образовательное учреждение- социальный институт, общественно-госу­дарственная или частная система, призванная удовлетворять образователь­ные запросы общества, личности и государства.

  Структура образовательного учреждения  
  Программно-методическое обеспечение         Материальная база  
                  • финансы  
  • учебные планы • программы • учебники • учебно-методические комплекты     • территория • кабинеты • оборудование • библиотека • спортсооружения • мастерские • столовая • актовый и кинозал и т. д.  
  Учащиеся Кадры  
    и детские коллективы • администрация • педагоги и сотрудники • вспомогательные штаты: учебно-вспомогательные, технические  
               

Принципы руководства

□ целостного взгляда на человека;

□ уважения и доверия к человеку;

□ индивидуального подхода и личного стимулирования;

□ обогащения и обновления работы учителя;

□ постоянного повышения квалификации;

□ сотрудничества (партисипативности);

□ коллективного принятия решений и делегирования членам коллектива от­ дельных управленческих функций;

автономизация.

Наши рекомендации