Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса

План:

Основные концепции обучения в дидактике

Соотношение познания и учения

Учебная деятельность

Основные концепции обучения в дидактике

  Традиционная   Педоцентрическая Современные педагогические системы
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя Доминирующая роль от­водится учению, деятель­ности учеников В центре обучения - взаимодействие препо­давания и учения, дея­тельность как учителя, так и ученика
Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др. Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др. Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.
Цель - передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыкових применения   Цель - развитие лично­сти воспитанника и рас­крытие всех потенциаль­ных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого Цель - формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого

Соотношение познания и учения

Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса - student2.ru Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика - источник и критерий истины Практика - способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)

Учебная деятельность

Учебная деятельность- деятельность ученика по овладению обобщён­ными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внеш­него контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; дея­тельность по решению учебных задач.

Учебная задача- цель, которую надлежит достигнуть ученику в опреде­ленных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.

Основные характеристики учебной деятельности

v Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач.

v Осваиваются общие способы действий и научные понятия.

v Общие способы действия предваряют решение задач.

v Приводит к изменениям в самом субъекте.

v Изменения психических свойств и поведения обучающегося происходят в зависимости от результатов его собственных действий.

Предметное содержание учебной деятельности

• усвоение знаний;

• овладение обобщенными способами действий;

• отработка приемов и способов действий;

• их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Алгоритм учебной деятельности

О принятие и понимание учебной задачи;

О анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее реше­ния;

О составление плана решения задачи;

О осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи;

О практическое ее осуществление;

О рефлексия, контроль и оценка решения задачи.

Наши рекомендации