Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса
План:
Основные концепции обучения в дидактике
Соотношение познания и учения
Учебная деятельность
Основные концепции обучения в дидактике
Традиционная | Педоцентрическая | Современные педагогические системы |
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя | Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников | В центре обучения - взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика |
Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др. | Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др. | Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др. |
Цель - передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыкових применения | Цель - развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого | Цель - формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого |
Соотношение познания и учения
Познание | Учение |
Открываются объективно новые знания | Познается познанное (субъективно новое) |
Путь познания длителен | Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения |
Путь проб, ошибок и заблуждений | Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией |
Процесс познания сложен и противоречив | Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями личности |
Многое познается непосредственно | Многие знания приобретаются опосредованно |
Практика - источник и критерий истины | Практика - способ закрепления и применения знаний |
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска | Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями |
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) | Познание происходит в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого |
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной науки и исследовательской деятельности | Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область |
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)
Учебная деятельность
Учебная деятельность- деятельность ученика по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач.
Учебная задача- цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.
Основные характеристики учебной деятельности
v Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
v Осваиваются общие способы действий и научные понятия.
v Общие способы действия предваряют решение задач.
v Приводит к изменениям в самом субъекте.
v Изменения психических свойств и поведения обучающегося происходят в зависимости от результатов его собственных действий.
Предметное содержание учебной деятельности
• усвоение знаний;
• овладение обобщенными способами действий;
• отработка приемов и способов действий;
• их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Алгоритм учебной деятельности
О принятие и понимание учебной задачи;
О анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
О составление плана решения задачи;
О осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи;
О практическое ее осуществление;
О рефлексия, контроль и оценка решения задачи.