Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса

ПОНЯТИЯ: дидактика, обучение, преподавание, учение, эта­пы овладения знаниями, мотивы учения, позна­вательный интерес, познавательная активность и самостоятельность, учебная деятельность, разви­вающее обучение, репродуктивное обучение, объ­яснительно-иллюстративное обучение, проблем­ное обучение, программированное обучение, об­разовательные технологии, закономерности про­цесса обучения.

ДИДАКТИКА КАК НАУКА О СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Предмет дидактики

Общая теория обучения называется ди­дактикой.Она изучает закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет фор­мы организации обучения. Предметом исследования общей ди­дактикиявляется процесс преподавания-учения с порожда­ющими его факторами, условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).

Я. А. Коменский считал дидактику универсальным искус­ством обучения всех всему. Специфика предмета дидактики заключается в том, что она занимается проблемами обучения только в той степени, в какой они имеют значение для всех учебных предметов вместе взятых, абстрагируясь от особен­ностей обучения отдельным предметам, чем занимаются част­ные методики преподавания.

Общая дидактика исследует преподавание — учение как планомерно и систематически организованный процесс, про-





учебный процесс как часть целостного педагогического процесса - student2.ru текающий в различных условиях: в учебных заведениях, до­ма, при сознательном и систематическом самообразовании. (В самообразовании роль учителя (консультанта) опосредо­вана учебником, СМИ и т. д.)

Современная дидактика доказала, что действительным показателем эффективности учебного процессаявляется не только объем усвоенных знаний, умений и навыков,что, ко­нечно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся,их непрерывное проникновение в сущность изу­чаемых предметов, процессов и явлений и происходящее при этом превращение среднего и даже слабого по успевае­мости ученика в успевающего, принимающего активное участие в классной работе.

Дидактика призвана исследовать происходящее в процес­се обучения взаимодействие преподавания и ученияв раз­ных формах проявления и предлагать определенные систе­мы обучающих воздействий, направленные на формирова­ние личности детей. Эти формы и эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, вопло­щенном в учебных планах, программах, учебниках. Они реализуются в методах и средствах обучения, в его органи­зационных формах. В поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса и условия, благо­приятствующие активному и творческому труду детей и их умственному развитию. Дидактика выясняет, при каких ус­ловиях это взаимодействие обеспечивает движение созна­ния обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональ­ных умений и навыков применения знаний на практике.

Основные понятия дидактики:процесс обучения, содер­жание образования, знания, умения, навыки, методы обучения, формы организации обучения, учение, научение, преподавание, учебная деятельность, учебный предмет, урок, образовательные технологии и др. Дидактика включает в себя и общенаучные понятия, такие как: закономерности, система, функция, структура и т. п.

В исследовании закономерностей процесса обучения ди­дактика использует данные ряда других наук. Так, филосо­фия определяет методологические подходы, дает знание за­конов развития человека, общества и природы, что влияет и на отбор содержания образования, понимание личности уче-

ника как субъекта или объекта в педагогическом процессе и др. Исключительно велико для дидактики значение возрас­тной и педагогической психологии. Она вскрывает закономер­ности психического развития учащихся в условиях воспита­ния и обучения, раскрывает психологическое содержание этих процессов и дает психологический анализ требовани­ям, предъявляемым в учебно-воспитательном процессе к личности учащегося.

Общие закономерности обучения, исследуемые дидакти­кой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. Для преподавателей этих предметов именно конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют очень важное значе­ние. Более того, сама дидактика не может успешно развивать­ся без обобщения специфических закономерностей обучения отдельным учебным предметам. Раскрытие этих закономерно­стей и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельным учебным предметам, включая и воспита­тельные проблемы, реализуемые в процессе обучения, состав­ляют предмет особых педагогических наук — предметных ди­дактик, или частных методик.

Становление дидактики как науки

Дидактика, как и педагогика в целом, формулировалась истори­чески, выполняя задачи, которые

возникали перед школой на определенных этапах развития человеческого общества. По мере того как происходило обоб­щение практического опыта человечества в сфере труда, мате­риальной и духовной жизни и развивались науки и искусства, возникала и укреплялась потребность в создании условий, при которых новые поколения могли бы овладеть накоплен­ным опытом и добытыми знаниями. Термин «дидактика» был впервые использован немецким педагогом В. Ратке (Ратихий) (1571—1635) в названии работы: «Краткий отчет из дидакти­ки, или Искусство обучения». С «Великой дидактики» Я.А. Коменского педагогика стала считаться самостоятельной научной дисциплиной. В мировую дидактику значительный вклад внесли такие педагоги, как И.Ф. Гербарт, И.Г. Песта-лоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, Г. Кершен-штейнер, В. Лай, С. Френе, В. Оконь и др.

Интенсивно и плодотворно развивается дидактика в на­шей стране. Среди педагогов, внесших определенный вклад в дидактику, следует назвать П. Каптерева, Н. Корфа,





учебный процесс как часть целостного педагогического процесса - student2.ru учебный процесс как часть целостного педагогического процесса - student2.ru В. Стоюнина, В. Вахтерова, П. Блонского, С. Шацкого, М. Пистрака, Л. Занкова, Б. Есипова, М. Данилова, М. Скаткина, И. Лернера и др.

Я. Коменский разработал теорию обучения на основе прин­ципа природосообразности воспитания, рассмотрел и обосно­вал такие вопросы дидактики, как содержание образования, дидактические принципы, организация классно-урочной сис­темы обучения. Одним из наиболее известных теоретиков дидактики был И.Г. Песталоцци, который перенес центр тя­жести обучения с книги или слов учителя на доступный для восприятия и наблюдения материал, развивал идею активно­сти и самостоятельности самих детей в процессе обучения и мысль о роли деятельности в обучении: активное наблюдение, измерение, изготовление предметов, упражнение. Разработал теорию элементарного (элементного) обучения путем перво­начального овладения простейшими элементами знания числом, формой, словом.

Главной задачей обучения И.Ф. Гербарт и его последовате­ли считали умственное развитие учащихся на основе их инте­реса, который выступает и средством, и целью обучения. Пе­дагогика И.Ф. Гербарта — авторитарная педагогика воздействия на основе жесткого управления и организации, с акцентом на воспитывающее обучение. Основы теории развивающего обу­чения в мировую педагогику внес А. Дистервег, сформулиро­вав их в виде системы дидактических правил.

К.Д. Ушинский развивал свои общепедагогические и ди­дактические идеи на основе антропологического подхода. Им глубоко и всесторонне изучены вопросы места и роли родного языка и труда в обучении, развивающий и воспиты­вающий характер обучения, определение цели и содержа­ния образования в народной школе и др. «Дидактические очерки» П.Ф. Каптерева можно назвать дидактической эн­циклопедией.

В дидактике к настоящему времени выделяют три основ­ных концепцииобучения:

• Традиционная — доминирующую роль играет преподава­
ние, деятельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци,
А. Дистервег, И. Гербарт и др.). Цель — передача и усвоение
готовых знаний, выработка умений и навыков применения по­
лученных знаний.

• Педоцентристская — доминирующая роль отводится
учению, деятельности учеников (Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и
др.). Цель — развитие личности ребенка и раскрытие всех по-

тенциальных возможностей через спонтанную свободную дея­тельность обучаемого.

• Современные дидактические системы— в центре обуче­ния — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили и др.). Цель — формирование системы зна­ний и обеспечение развития личности обучаемого. Вопросы и задания

1. Как вы поняли, что такое дидактика и что является предметом ее
исследования?

2. Как дидактика связана с другими науками?

3. Попробуйте изобразить в виде схемы взаимосвязи дидактики и
частных методик.

4. Перечислите основные понятия дидактики.

5. Назовите имена наиболее известных отечественных и зарубежных
дидактов.

6. Напишите реферат по дидактичекой системе одного из классиков.

7. Дайте характеристику основным современным концепциям обуче-

ния.

Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее.

А. Франс

Наши рекомендации