Дидактика, ее объект, предмет, задачи.

В переводе с греческого - didaktikosозначает «поучающий, относящийся к обучению, didasko - «изучающий». Данное понятие введено известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исто­рические периоды:

Я.А. Коменский(1592—1670) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика пред­ставляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности»;

И.Ф. Гербарт(17762 - 1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непроти­воречивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя про­цесс преподавания и учения. Считал главной задачей школы заботу об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание - дело семьи. Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью».

Против системы Гербарта выдвигались следующие обвинения:

— поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;

— «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;

— передача учащимся «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;

— недостаточный учет интересов, потребностей и запросов учащихся;

— отрыв содержания обучения от общественных потребностей;

— недостаточное внимание к развитию способностей учащихся;

К.Д. Ушинский(1824-1870) выдвинул проблему необходимос­ти установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;

Д. Дьюи(1859-1952) основное внимание обращал на актив­ную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способ­ности к интеллектуальной деятельности. Считает, что мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, т.е. обучение должно быть проблемным. Поощрял самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.

В современной педагогике дидактика – это наука об обучении и образова­нии, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактика (общая теория обучения) - особая область педагогики, изуча­ющая закономерности единого процесса образования и воспитания в обу­чении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образова­ния, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения (Г.М. Коджаспирова).

Предмет дидактики - процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми резуль­татами (Ч. Куписевич).

Дидактику еще называют и теорией обучения.

Предметом ди­дактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.

Основная задача дидактики - конструирова­ние общей стратегии организации бинарного процесса препода­вания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических катего­рий - целей, содержания и методоворганизации двустороннего педагогического процесса.

Существует следующая иерархия задач, которые при­звана решить теория обучения.

1.Генеральная задача:приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятель­ности.

2.Специфические задачи дидактики как теории обучения:определение объема и содержания научного знания; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции ди­дактики; выявление прогностически-целевых позиций дидакти­ки, т.е. создание оптимальных условий организации учебного про­цесса и их коррекция.

3.Специфическиезадачи технологии обучения:выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками.

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на сле­дующие вопросы:

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятель­ности.

Чему обучать? — Определение содержания образования, раз­работка образовательных стандартов, учебных программ и мето­дического сопровождения к учебному процессу.

Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельно­сти; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рас­сматривается как часть, элемент целостной научно-дидактичес­кой системы.

Дидактика, ее объект, предмет, задачи. - student2.ru

Дидактика связана с философией, социологией, информатикой, этикой, психологией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.

Наши рекомендации