Дидактика, ее объект, предмет, задачи.
В переводе с греческого - didaktikosозначает «поучающий, относящийся к обучению, didasko - «изучающий». Данное понятие введено известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:
Я.А. Коменский(1592—1670) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности»;
И.Ф. Гербарт(17762 - 1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения. Считал главной задачей школы заботу об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание - дело семьи. Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью».
Против системы Гербарта выдвигались следующие обвинения:
— поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;
— «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;
— передача учащимся «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;
— недостаточный учет интересов, потребностей и запросов учащихся;
— отрыв содержания обучения от общественных потребностей;
— недостаточное внимание к развитию способностей учащихся;
К.Д. Ушинский(1824-1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;
Д. Дьюи(1859-1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности. Считает, что мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, т.е. обучение должно быть проблемным. Поощрял самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.
В современной педагогике дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дидактика (общая теория обучения) - особая область педагогики, изучающая закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения (Г.М. Коджаспирова).
Предмет дидактики - процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).
Дидактику еще называют и теорией обучения.
Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.
Основная задача дидактики - конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических категорий - целей, содержания и методоворганизации двустороннего педагогического процесса.
Существует следующая иерархия задач, которые призвана решить теория обучения.
1.Генеральная задача:приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятельности.
2.Специфические задачи дидактики как теории обучения:определение объема и содержания научного знания; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; выявление прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.
3.Специфическиезадачи технологии обучения:выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками.
Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.
Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.
Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.
В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.
Дидактика связана с философией, социологией, информатикой, этикой, психологией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.