Психолого-педагогические основы ЦПП
Процессуальная структура педагогического процесса
ü содержательно-целевой компонент;
ü организационно-деятельностный компонент;
ü эмоционально-мотивационный компонент;
ü контрольно-оценочный компонент.
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Принципы ЦПП- система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность
ЦПП строится на следующих принципа:
v гуманизации;
v демократизации;
v природосообразности;
v культуросообразности;.
v единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах;
v научности;
v доступности и нарастающей трудности;
v наглядности
v систематичности и последовательности;
v сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;
v прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
v связи теории с практикой и с жизнью;
v единства знаний и поведения;
v положительного эмоционального фона педагогического процесса;
v эстетизации детской жизнедеятельности;
v субъектности.
Правила реализации принципов педагогического процесса
Педагогические правила- система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом взаимодействии.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.
Принцип гуманизации
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора на положительные качества воспитанника;
• создание ситуации успеха;
• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.
Принцип демократизации
· индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса,
· организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников;
· создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
· нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитателей и воспитанников, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
· введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
· взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
· широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
Принцип природосообразности
· педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни;
· направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение воспитанников;
· строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
· опирается на зону ближайшего развития.
Принцип культуросообразности
•понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее;
· максимальное использование семейной региональной, народной материальной и духовной культуры;
· обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;
· формирование творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.