Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – С. 229-231.
4.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-С. 269-271.
План
1. Тенденции развития урока.
2. Требования к современному уроку.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и задач.
3. Изучение нового материала.
Тенденции развития урока
Урок – это основная форма организации обучения в классно-урочной системе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формированием умений и навыков и личностного развития всех учащихся (Сластёнин В.А.).
Тенденции развития урока. Урок явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Одна из наиболее ярко выраженных тенденций — стремление к оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и к его направленности на творческое развитие потенциала учащихся.
Другая тенденция — наполнение урока жизненно важным содержанием, организация обучения как естественного компонента
жизнедеятельности учащихся. Урок все более становится не только специально организованной формой познания, но формой общения. Он
выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является
широкое использование диалогических форм обучения (бесед,
обсуждений, дискуссий, диспутов), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной
работы.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.
В современной практике обучения применяются нетрадиционные виды уроков, среди которых можно назвать брейн-ринг, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, игру «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры. Также существуют уроки - моделирования, проектирования, пленэры, драматизации, интегрированные занятия.
Требования к современному уроку.
Основные тенденции развития урока по Сластёнину В.А. находят свое конкретное проявление в организационных и собственно дидактических требованиях к уроку.
К организационным требованиям относятся:
Внешняя организованностьсвязана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.
Внутренняя целенаправленностьпредполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения, содержание учебного материала, особенности класса, возможноси учителя.
Четкое построениетребует: целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.
Голуб Б.А. выделяет следующие организационные требования:
1.Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. У детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.). Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
2.Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов.
Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал заметное нарастание знаний, или их совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.
3.Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактически оснащен. Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры.
Подведение итогов урока.
- Назовите основные тенденции развития урока.
- Перечислите требования к современному уроку с примерами.
12 ноября 2009г.
Допущена к уроку 10 ноября 2009г______________
Оценка: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – С. 229-231.
4.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-С. 269-271.
План
1. Тенденции развития урока.
2. Требования к современному уроку.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и задач.
3. Изучение нового материала.
Тенденции развития урока
Урок – это основная форма организации обучения в классно-урочной системе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формированием умений и навыков и личностного развития всех учащихся (Сластёнин В.А.).
Тенденции развития урока. Урок явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Одна из наиболее ярко выраженных тенденций — стремление к оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и к его направленности на творческое развитие потенциала учащихся.
Другая тенденция — наполнение урока жизненно важным содержанием, организация обучения как естественного компонента
жизнедеятельности учащихся. Урок все более становится не только специально организованной формой познания, но формой общения. Он
выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является
широкое использование диалогических форм обучения (бесед,
обсуждений, дискуссий, диспутов), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной
работы.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.
В современной практике обучения применяются нетрадиционные виды уроков, среди которых можно назвать брейн-ринг, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, игру «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры. Также существуют уроки - моделирования, проектирования, пленэры, драматизации, интегрированные занятия.
Требования к современному уроку.
Основные тенденции развития урока по Сластёнину В.А. находят свое конкретное проявление в организационных и собственно дидактических требованиях к уроку.
К организационным требованиям относятся:
Внешняя организованностьсвязана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.
Внутренняя целенаправленностьпредполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения, содержание учебного материала, особенности класса, возможноси учителя.
Четкое построениетребует: целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.
Голуб Б.А. выделяет следующие организационные требования:
1.Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. У детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.). Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
2.Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов.
Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал заметное нарастание знаний, или их совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.
3.Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактически оснащен. Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры.