Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [1].

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Государственные образовательные стандарты – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].

Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [9].

Дидактика - (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педаго­гики.

Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования[9].

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений [9].

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1].

Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями [13].

Концепция образования (от лат. conceptio - понима­ние, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ [9].

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой [9].

Методы обучения —система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения [4].

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].

Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации [1].

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [9].

Педагогика– наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса [9].

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. П. д. обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой [9].

Педагогическая парадигма(от греч. paradeigma - пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов) [4].

Педагогическая технология -система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [9].

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации) [9].

Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [1].

Принципы педагогические – исходные положения, определяющие содержание, методы, формы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе [9].

Принцип доступности – принцип, согласно которому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности [9].

Принцип культуросообразности— максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение [13].

Принцип наглядности обучения – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения [13].

Принцип научности –принцип, согласно которомуучащимся на разных этапах обучения предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки [13].

Принцип систематичности и последовательности – принцип, отражающий соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учеб­ного материала в большем объеме и более прочно [13].

Принцип сознательности и активности - принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков [9].

Связь теории с практикой- принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни [9].

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности [9].

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. [1].

Урок – основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.[9].

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1].

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «познание», а также совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» и проч., когда само отношение выступает в роли ценности [12].

Школа— социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства [9]..

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Министерство образования РФ http://www.ed.gov.ru/;

http://mon.gov.ru.

2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

3. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru.

4. Образовательный портал Сочи 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sochi2014.com/games/education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

3. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики/ В.В. Анисимов, О.Г. Грольская, Н.Д. Никандров.- М.: Просвещение, 2007.- 575 с.

4.Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пос.— 2-е изд., доп. и перераб.— М., Просвещение, 2000. — 479 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995. – 310 с.

6. Васильева З.И. История педагогики и образования: Учеб. пособие. – М: Академия, 2011. – 432 с.

7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие. – М: Академия, 2010. – 208 с.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256 с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

10. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

11. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность. Практикум: учеб.-метод. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А.Орлова. - М: Академия, 2004. – 256 с.

12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1988. – 255 с.

15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

Наши рекомендации