Педагогические идеи и вклад в психологию
Родился в Ветлуге под Костромой. Закончил Московский университет. Более 10 лет работал в гимназиях Брянска, Ельца, Белого. Затем служил госчиновником.
Философско-педагогические работы: Три главные принципа образования; Сумерки просвещения; Афоризмы и наблюдения; Педагогические трафаретки; О гимназической реформе 70-х годов; Город и школа; Семья как истинная школа; Два типа образования; Беспочвенность русской школы.
Автор свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике.
Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать философией воспитанияи образования,т. е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории.
Ввел три принципа образования и воспитания:
— принцип индивидуальности,
который требует от образуемо
го (ученика) и образующего
(учебного материала) сохране
ние «особенности» (не ученик
вообще и не знание вообще);
— принцип целостности, на
правленный на то, чтобы «вся
кое входящее в душу впечатле
ние не прерывалось до тех пор
другим впечатлением, пока оно
не внедрилось, не окончило сво
его взаимодействия с нею»;
— принцип единства типа: что
бы «все образующие впечатле
ния, падающие на данную еди
ничную душу, или, что то же,
исходящие из единичной шко
лы, были бы непременно одно
го типа, а не разнородны или
противоположны».
Воспитание и образование для Розанова были слитны и неразделимы.
Сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всегорусского общества.
Обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания.
Человекв процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа:античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний человека о себе и о природе.
Воспитание надо передать в руки людей,частью с особым ярким призванием к воспитанию, частъютем, кто с великим интересом и любовью относится к одному из перечисленных культов.
Розанов одним из первых вскрыл причины застоя русской школы:несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов.
Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин «понимание»,имевший значение подсознательного проникновения в себя — самонаблюдение, и в чужой мир — вживание, сопереживание».
154
ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В философско-пед. концепции русских религиозных философов можно выделить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовная свобода.