Педагогические идеи и вклад в психологию



Педагогические идеи и вклад в психологию - student2.ru Родился в Ветлуге под Костромой. Закончил Москов­ский университет. Более 10 лет работал в гимнази­ях Брянска, Ельца, Белого. Затем служил госчинов­ником.

Философско-педагогические работы: Три главные принципа образования; Сумерки просве­щения; Афоризмы и наблюдения; Педагогические трафаретки; О гимназической реформе 70-х годов; Город и школа; Семья как истинная школа; Два типа образо­вания; Беспочвен­ность русской школы.

Автор свыше 30 книг по филосо­фии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педаго­гике.

Мы имеем дидактику и ряд ди­дактик, мы имеем вообще педа­гогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать филосо­фией воспитанияи образова­ния,т. е. обсуждения самого об­разования, самого воспитания в ряду остальных культурных фак­торов и также в отношении к веч­ным чертам человеческой при­роды и постоянным задачам ис­тории.

Ввел три принципа образова­ния и воспитания:

— принцип индивидуальности,
который требует от образуемо­
го (ученика) и образующего
(учебного материала) сохране­
ние «особенности» (не ученик
вообще и не знание вообще);

— принцип целостности, на­
правленный на то, чтобы «вся­
кое входящее в душу впечатле­
ние не прерывалось до тех пор
другим впечатлением, пока оно
не внедрилось, не окончило сво­
его взаимодействия с нею»;

— принцип единства типа: что­
бы «все образующие впечатле­
ния, падающие на данную еди­
ничную душу, или, что то же,
исходящие из единичной шко­
лы, были бы непременно одно­
го типа, а не разнородны или
противоположны».

Воспитание и образование для Розанова были слитны и неразделимы.

Сообразуясь с общечелове­ческими идеалами, искал пути нравственного и ду­ховного оздоровления всегорусского общества.

Обосновал идею необхо­димости научной разра­ботки философии образо­вания и воспитания.

Человекв процессе разви­тия и воспитания пытается постичь три антагонисти­ческих культа:античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний человека о себе и о природе.

Воспитание надо передать в руки людей,частью с особым ярким призванием к воспитанию, частъютем, кто с великим интере­сом и любовью относится к одно­му из перечисленных культов.

Розанов одним из первых вскрыл причины застоя русской школы:несамос­тоятельность, подражатель­ность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов.

Раньше западных ученых попытался ввести в пси­хологию термин «понима­ние»,имевший значение подсознательного проник­новения в себя — самонаб­людение, и в чужой мир — вживание, сопереживание».




Педагогические идеи и вклад в психологию - student2.ru 154

Педагогические идеи и вклад в психологию - student2.ru ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В философско-пед. концепции русских религиозных философов можно вы­делить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суве­ренность личности, целостность и духовная свобода.

Наши рекомендации