История педагогики в системе педагогических взглядов
Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию ее развития: отпринятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. XIX в. — гос. педагогика; с 60-х гг. XIX в. — общественная педагогика(педагогика либеральной буржуазии). Но эта периодизация считается недостаточно обоснованной.
Анализируя школьный опыт и пед. идеи прошлого, прежде всего вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования.
Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.
■ Не государство, не церковь, а только само общество может влиять, на- ■
■ правлять и управлять школьным делом — вывод из истории педагогики. ■
139
КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ВЕНТЦЕЛЬ (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
Основные работы | Цели воспитания | Основные педагогические взгляды |
Современный момент и свободное воспитание, Декларация прав ребенка, Теория свободного воспитания и идеальный детский сад; Основные задачи нравственного воспитания. | Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. «Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе». Цель воспитаниядолжна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания— выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой. | Основой воспитаниядолжен являться «сам индивидуальный конкретный ребенок». Провозгласил для детей равныесо взрослыми свободы и права. Обосновал принцип автономии школы от государства,позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределенияребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с др. людьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека в широком смысле понимаемой им как «психическая активность вообще». Обосновал необходимость разработки космической педагогики:«основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса». |
ЗАПАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИЛЬГЕЛЬМА АВГУСТА ЛАЯ (1862-1926), представителя экспериментальной педагогики, автора «школы действия»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС |
через восприятие
Переработка
Через выражение
наблюдательно-вещественное преподавание
изобразительно-формальное преподавание
жизнь природы
химия;
физика;
география;
естественная
история
жизнь человека
учение о нар. хоз-ве;
граждановедение;
педагогика;
история;
философия;
мораль
^словесное изображение (язык); ^художественное изображение; ^эксперименты; ^физическое изображение; ^математическое изображение; ^уход за животными; ^«творчество в моральной области, поведение в классной общине»
Труд в системе Лая — не учебный предмет, а принцип преподавания. В.А. Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал
Процесс воспитания.
ГЕОРГ КЕРШЕНШТЕ(А)ЙНЕР (1854-1932)
Окончил Мюнхенский университет, работал преподавателем в коммерческих училищах и гимназиях Нюрнберга, Швайн-фурта, Мюнхена. С 1918 г. профессор Мюнхенского университета.
Основные работы:Понятие гражданского воспитания; Понятие трудовой школы; Характер и его воспитание.
«. ..Главные вопросы политической экономии и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем нельзя решить без хорошего народного образования, так во многих случаях невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, соц., частью даже политичес-ких условий».
Одна из ярких фигур немецкой педагогики конца XIX — начала XX в. Находясь под сильным влиянием идей Песталоцци, он стремился найти для школы твердую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку подойти к ученику со стороны его профессиональных интересов и гражданского воспитания.
Гражданское воспитание