Владимир яковлевич стоюнин (1826-1888)
Теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания словесности. Закончил в Петербурге гимназию и университет.
Работал учителем русского языка и словесности, принимал участие в работе петербургских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскресной школой, преподавал в Мариинском училище, а затем в Мариинском институте. Поздаее былинспектором Московского Николаевского сиротского института, а когда его женой была открыта частная женская гимназия, стал в ней инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории.
Основные работы: Руководство для теоретического изучения литературы, Руководство для исторического изучения русской литературы, Мысли о наших гимназиях, Мысли о наших экзаменах, Заметки о русской школе, О воскресных школах.
Педагогические взгляды и деятельность:
— выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, про
тив формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, про
тив палочной дисциплины;
— ратовал за создание бессловной национальной школы, широкое общее
образование и воспитание молодого поколения в духе передовых граж
данских идеалов;
— считал необходимым женское образование и многое сделал для разра
ботки теории и практики женского образования;
— его заслуга — коренное преобразование в методике преподавания оте
чественной словесности;
— понимал важность взаимосвязи умственного, нравственного, эстети
ческого и физического воспитания;
— высоко ставил народного учителя, много делал для вовлечения учите
лей в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек
с необходимой художественной и педагогической литературой;
— выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений
педагогической науки западных стран в школу и педагогику России;
— разработал проект семиклассной реальной гимназии, которая более
всего соответствовала бы потребностям общества и развивающегося
капитализма;
— установил дидактическую связь между приобретением знаний и разви
тием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их
объем, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний.
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ БУНАКОВ (1837-1904)
Педагог-демократ, последователь К.Д. Ушинского, теоретик и практик начального обучения.
После домашнего воспитания закончил курс Вологодской классической гимназии. Преподавал русский язык в Вологодском уездном училище, в Воронежской военной гимназии. Одновременно организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, разрабатывал методику преподавания в ней.
В 1872 г. читает лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей. Ведет большую работу среди народных учителей: читает лекции, руководит летними курсами и съездами, проводит показательные занятия. Из-за политической неблагонадежности его отстраняют от организационно-педагогической деятельности, и он переезжает из Воронежа в село Петино, где на свои средства открывает начальное народное училище. Училище было трехлетним, с пришкольным интернатом. Из выпускников школы создал самодеятельный крестьянский театр.
Педагогические работы Н.Ф. Бунакова: Родной язык как предмет обучения в народной школе, Школьное дело, Как я стал и перестал быть «учителем учителей», Сельская школа и народная жизнь; учебные книги: Азбука, Книжка-новинка, Живое слово, В школе и дома.
Основные направления педагогической деятельности:
— считал, что неграмотность является величайшей бедой и несчастьем
народа. Успех борьбы с этой бедой зависит от расширения сети народ
ных школ и организации обучения в них;
— разработал методику и содержание начального образования; кроме счета,
письма и чтения учебный план его училища включал сведения о при
роде, сведения по географии, истории и литературе, светское пение,
огородничество и садоводство;
— важнейшим делом считал подготовку народных учителей и увеличе
ние их числа в действующих школах вдвое;
— считал, что общественная и частная инициатива должны иметь пол
ную свободу в устройстве народных школ;
— выступал за широкое распространение идей Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского.
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОГОРСКИЙ (1840-1917)