Карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895)
Теоретики коммунистического воспитания.
Критиковали буржуазное воспитание за классовый
характер. Буржуазия дает образование народу лишь
постольку, поскольку это в ее интересах. Пролетариат
должен захватить власть и уничтожить буржуазное
образование.
Умственное образование — вооружить
подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышлении и на их основе сформировать диалектико-материа-листическое мировоззрение.
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
Нравственное воспитание—
воспитание духа общественности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патриотизма.
Физическое воспитание—
воспитание здорового, сильного, смелого поколения молодых работников и защитников социалистической родины. Средства — гимнастика и военные упражнения.
Политехническое обучение— знакомство с основными принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.
Принципы образования:доступность для всех вне зависимости от социального положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистический характер.
Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мысли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоречивые положения:абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрицалось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ
(1652—1726), известный
Экономист и публицист
ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный общественный деятель, организатор проф. образования на Урале
Книга о скудости и богатстве, Завещание отеческое.
Развивалидею о необходимости создавать в России школы для каждого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне безграмотного человека».
Считал,что книги должны печататься на русском языке, необходимо упростить церковнославянский алфавит.
Стремилсяразработать основы сознательного обучения, ввести в обучение строгий, продуманный порядок, организовать учет знаний каждого ученика, который должен фиксироваться в специальной книге.
Большое место в своих работах отводилнравственному, патриотическому и трудовому воспитанию.
Требовалвоспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности.
Не возражалпротив физических наказаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».
О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.
Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия государства и укрепления религии.
Оставаясь защитником сословного дворянского просвещения, отстаивалидею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественного воспитания, требовалрасширения сети школ. Был организаторомремесленного образования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демократичным составом учащихся.
В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.
Считалнецелесообразным посылать дворянских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.
Много внимания в своих работах уделялсветскому образованию и нравственному воспитанию дворянина. Он должен был изучить: письмо, арифметику, геометрию, артиллерию и
98
ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652—1726), известный экономист и публицист | ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный общественный деятель, организатор проф. образования на Урале |
Дитя надо растить не балуя роскошью, «обучай его и нужду всякую тер-пети». Выступалпротив детской праздности. Они должны быть заняты или художественным делом,или чтением книг. Подчеркивалнеобходимость создания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которыми учащиеся могли бы пользоваться без помощи учителя. | фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы. Предъявлялвысокие требования к у ч и т е -л я м , которые должны учить по совести, надзирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благоразумным, кротким, не пьяницей, не блудливым, не воровать, не лгать. Выступалпротив ранних браков (желательны после 30 лет). |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО | В.Н.ТАТИЩЕВУ | |
Классиф. | Определение | Примеры |
наук | ||
Нужные | Те, которые «яко душевно, так и | 1. Телесные — воспитание «спо- |
телесно весьма нужны, ибо от не- | койности телесной», воздержания, | |
искусства или незнания, в них зак- | способности довольствоваться ма- | |
лючающегося, пользы и вреда бла- | лым. | |
гополучны быть». | 2. Душевные — воспитание «спо- | |
койности души»; душевного покоя. | ||
Те, которые «до способности к об- | ||
Полез- | щей и собственной пользе принад- | 1. Грамматика. 2. Риторика. |
ные | лежат и суть многочисленны». | 3. Иностр. языки. 4. Арифметика. |
5. География. 6. История. 7. Бота- | ||
ника. 8. Химия. | ||
Те, которые служат не обще- | ||
Щегольс- | ственной пользе, развлечению, | 1. Стихотворство (поэзия). 2. Му- |
кие или | «веселию сердца». | зыка, скоморошество. 3. Танцы. |
увесе- | 4. Вольтижировка («или на лошадь | |
ляющие | садиться»). 5. Живопись. | |
«Сии науки суть такие, которые ни | ||
Любо- | настоящей, ни будущей пользы в | 1. Астрология. 2. Физигномия, |
пытные | себе не имеют, но большею час- | «или лицезнание». 3. Хиромантия. |
тию и в истине оскудевают...» | 4. Алхимия. | |
«Сии глупее преждереченных (лю- | 1. Некромантия — «чрез мертвых | |
Вредные | бопытных), иже зовутся волхвова- | провещание». 2. Аэромантия. |
ние, ворожбы, или колдунство». | 3. Пиромантия. 4. Гидромантия. | |
5. Геомантия. |