Карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895)

Теоретики коммунистического воспитания.

Критиковали буржуазное воспитание за классовый

характер. Буржуазия дает образование народу лишь

постольку, поскольку это в ее интересах. Пролетариат

должен захватить власть и уничтожить буржуазное

образование.

карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru Умственное образо­вание — вооружить

подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышле­нии и на их основе сформировать диалектико-материа-листическое мировоз­зрение.

«В науке нет широ­кой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабка­ется по ее каменис­тым тропам».

Общество, организованное на коммунисти­ческих началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способ­ности.

Нравственное воспитание—

воспитание духа обществен­ности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патрио­тизма.

Физическое воспитание—

воспитание здорового, силь­ного, смелого поколения молодых работников и защит­ников социалистической родины. Средства — гимнас­тика и военные упражнения.

Политехническое обуче­ние— знакомство с основны­ми принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.




карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru Принципы образования:доступность для всех вне зависимости от социаль­ного положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистичес­кий характер.

Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мыс­ли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоре­чивые положения:абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрица­лось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.





ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ



карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ

(1652—1726), известный

Экономист и публицист

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале



карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru Книга о скудости и богатстве, Заве­щание отеческое.

Развивалидею о необходимости создавать в России школы для каж­дого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне без­грамотного человека».

Считал,что книги должны печа­таться на русском языке, необходи­мо упростить церковнославянский алфавит.

Стремилсяразработать основы со­знательного обучения, ввести в обу­чение строгий, продуманный поря­док, организовать учет знаний каж­дого ученика, который должен фик­сироваться в специальной книге.

Большое место в своих работах от­водилнравственному, патриоти­ческому и трудовому воспитанию.

Требовалвоспитывать детей в «ве­ликой грозе», в духе религиозности и покорности.

Не возражалпротив физических на­казаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».

О порядке преподавания в школах при ураль­ских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.

Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия госу­дарства и укрепления религии.

Оставаясь защитником сословного дворянс­кого просвещения, отстаивалидею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественно­го воспитания, требовалрасширения сети школ. Был организаторомремесленного об­разования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демокра­тичным составом учащихся.

В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.

Считалнецелесообразным посылать дворян­ских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.

Много внимания в своих работах уделялсвет­скому образованию и нравственному воспита­нию дворянина. Он должен был изучить: пись­мо, арифметику, геометрию, артиллерию и

карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895) - student2.ru 98




ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652—1726), известный экономист и публицист ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале
Дитя надо растить не балуя роско­шью, «обучай его и нужду всякую тер-пети». Выступалпротив детской праздно­сти. Они должны быть заняты или ху­дожественным делом,или чтением книг. Подчеркивалнеобходимость со­здания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которы­ми учащиеся могли бы пользовать­ся без помощи учителя. фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы. Предъявлялвысокие требования к у ч и т е -л я м , которые должны учить по совести, над­зирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благо­разумным, кротким, не пьяницей, не блудли­вым, не воровать, не лгать. Выступалпротив ранних браков (желатель­ны после 30 лет).
  КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО В.Н.ТАТИЩЕВУ
Классиф. Определение Примеры
наук    
Нужные Те, которые «яко душевно, так и 1. Телесные — воспитание «спо-
  телесно весьма нужны, ибо от не- койности телесной», воздержания,
  искусства или незнания, в них зак- способности довольствоваться ма-
  лючающегося, пользы и вреда бла- лым.
  гополучны быть». 2. Душевные — воспитание «спо-
    койности души»; душевного покоя.
  Те, которые «до способности к об-  
Полез- щей и собственной пользе принад- 1. Грамматика. 2. Риторика.
ные лежат и суть многочисленны». 3. Иностр. языки. 4. Арифметика.
    5. География. 6. История. 7. Бота-
    ника. 8. Химия.
  Те, которые служат не обще-  
Щегольс- ственной пользе, развлечению, 1. Стихотворство (поэзия). 2. Му-
кие или «веселию сердца». зыка, скоморошество. 3. Танцы.
увесе-   4. Вольтижировка («или на лошадь
ляющие   садиться»). 5. Живопись.
  «Сии науки суть такие, которые ни  
Любо- настоящей, ни будущей пользы в 1. Астрология. 2. Физигномия,
пытные себе не имеют, но большею час- «или лицезнание». 3. Хиромантия.
  тию и в истине оскудевают...» 4. Алхимия.
  «Сии глупее преждереченных (лю- 1. Некромантия — «чрез мертвых
Вредные бопытных), иже зовутся волхвова- провещание». 2. Аэромантия.
  ние, ворожбы, или колдунство». 3. Пиромантия. 4. Гидромантия.
    5. Геомантия.

Наши рекомендации