Фридрих Энгельс (1820-1895)

Немецкий философ, социолог и экономист; один из основоположни­ков марксизма, друг и соратник К. Маркса. Считал марксистское учение о социализме наукой. Данное положение обосновывал тем, что марксизм впервые в истории политической мысли усмотрел в пролетариате не толь­ко бесправную и страдающую от угнетения массу, но и формирующийся социальный класс, призванный в силу своего положения в системе обще­ственных отношений совершить социальный переворот, освобождающий мир от всякого неравенства и угнетения. «Исследовать исторические условия, а вместе с тем и саму природу этого переворота, - писал он, -и таким образом выяснить ныне угнетенному классу, призванному совер­шить этот подвиг, условия и природу его собственного дела - такова зада­ча научного социализма, являющегося теоретическим выражением проле­тарского движения». Основные сочинения: «Положение рабочего класса в Англии», «Немецкая идеология» и «Манифест коммунистической партии» (обе в соавт. с Марксом), «Анти Дюринг», «Происхождение семьи, част­ной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классиче­ской немецкой идеологии».

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 365-367; Маркс, К. Сочинения/К. Маркс, Ф. Энгельс. М.,1955-1981.

В теоретической, или теоретико-концептуальной, стороне марксизма содержится анализ буржуазного (индустриального) общества и обосновывается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса смены общественных формаций. Суть основных положений теоретической стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем:

• общественное развитие представляет собой процесс после­довательной смены первичной (архаической),вторичной (эко­номической) и третичной (коммунистической или, согласно современному обозначению, постэкономической) общественных формаций; данный процесс обусловлен развитием матери­альных производительных сил общества; архаическая формация характеризуется собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, деления общества на классы и института государства; экономическая общественная формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, социальных классов и института государства; третичная формация будет характеризоваться освобождением человека от физического труда, превращением науки в непосредственную производительную силу, отсутствием товарно-денежных отношений, классового деления общества и государства как орудия господства людей над людьми; каждая общественная формация в своем самодвижении проходит ряд прогрессивных ступеней; переход от одной формации к другой выступает как эпоха социальной революции [7];

• существующее на нынешнем этапе общественного развития, или в условиях экономической общественной формации разделение труда является объективным источником отчуждения человека, т.е. превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности; такое положение делает человека несвободным, превращает людей в «частичных индивидов», а общество — в социально неоднородное, раздираемое противо­речиями образование [8];

• социальное равенство и гармоничное развитие индивида возможны лишь в условиях полного преодоления отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы; необходимыми предпосылками для этого являются преодоление нынешнего разделения труда, вытеснение человека из непосредственного процесса производства как его главного агента и превращение науки в основную производительную си­лу; преодоление отчуждения человека означает превращение Накопленного человечеством общественного богатства — всей Суммы материальных и духовных ценностей — в источник сво­бодного развития каждого индивида [9];

• социализм, или коммунизм, есть общество, в котором от­сутствует отчуждение человека от результатов его деятельности И, следовательно, в котором налицо условия для свободного развития каждого индивида; иными словами, социализм — это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общество или «ассоциация, в которой свободное развитие каждого явля­ется условием свободного развития всех» [10];

• становление социализма, т.е. преодоление отчуждения че­ловека и утверждение социального равенства, есть естественно-исторический процесс; его объективной основой является раз-витие материальных производительных сил; действием соци­альных субъектов данный процесс может быть либо ускорен, либо замедлен; достигнутый в современном буржуазном обще­стве уровень развития материальных производительных сил обусловливает содержание наступающей исторической эпохи — эпохи замены данного общества новым типом общественного устройства [11].

Политическая, или программно-политическая, сторона марксистского учения посвящена выяснению места и роли пролетариата в системе общественных отношений буржуазно­го общества, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации. Соответствующие идеи разбросаны по многим произведениям Маркса и Энгельса, однако в наиболее концентрированном виде они изложены в сов­местной их работе «Манифест Коммунистической партии» (1848). Суть этой стороны марксизма может быть сведена к следующим положениям:

• современные рабочие, или пролетарии, в силу своего поло­жения в системе капиталистических производственных отно­шений объективно призваны выполнить миссию замены бур­жуазного общества новым общественным устройством, свободным от эксплуатации человека человеком; освобождая себя, пролетариат тем самым освобождает от угнетения и все другие социальные слои; выполнение этой исторической задачи возможно только соединением усилий рабочих всего мира или по крайней мере цивилизованных стран (в этом состоит смысл знаменитого призыва коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [12];

• чтобы выполнить свое историческое призвание, пролетариям необходимо организовать себя в класс или, иными словами, превратиться в субъект социально-политических отношений, для чего они должны создать собственную политическую партию; свою партию пролетариат использует в качестве инструмента завоевания политической власти демократическим путем, а при отсутствии такой возможности -путем насильственных действий; завоевание рабочим классом власти или, иными словами, пролетарская революция, произойдет одновременно во всех индустриально развиты странах [13];

• обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, в последующем политическая власть будет использоваться для обеспечения возможно более быстрого увеличения производительных сил общества; после завершения преобразования производственных отношений на началах добровольного сотрудничества индивидов исчезнут условия существования классовой противоположенности и классов вообще; с исчезновение классовых различий публичная власть потеряет свой политический характер [14];

К. Маркс и Ф. Энгельс были убеждены, что разработанное ими учение о социализме представляет собой не просто критику буржуазного общества с этических позиций, каковыми являлись предшествующие социалистические учения, а научную теорию, раскрывающую объективные закономерности общественного развития. Однако это учение, если оценивать его с позиций современного понимания феномена идеологии, является ничем иным, как одной из, пусть даже самой последовательной в концептуальном отношении идейно-политических доктрин Нового времени. Оно, как и всякая идеология, содержит интерпретацию положения оп­ределенной группы людей — рабочего класса — в системе об­щественных отношений индустриального общества (эксплу­атируемый, угнетаемый класс), выражение его интересов (Обеспечение условий собственного существования), форму­лирование его целей и устремлений (преобразование обще­ства на началах социального равенства и справедливости) и Обоснование путей и средств их реализации (завоевание про­летариатом политической власти и использование ее как Инструмент преобразования производственных отношений С целью ускоренного развития материальных производи­тельных сил общества).

На основе марксистского учения в XX в. сформировалось два общественно-политических движения — социал-демокра­тическое и коммунистическое. Общим для одного и другого движений является понимание общественного идеала: в ка­честве такового они рассматривают «ассоциацию, в которой Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Различались же их идейные построения ви­дением путей достижения социальной гармонии. Социал-де­мократы исходили из выдвинутой одним из лидеров герман­ской социал-демократии Эдуардом Бернштейном (1850-1932) идеи постепенного реформирования буржуазного обще­ства в интересах рабочего класса путем расширения уже сло­жившихся в нем политических и экономических институтов [15]. Коммунисты же, напротив, исходили из абсолютизиро­ванных В.И. Лениным (1870—1924) идей революционного раз­рыва с буржуазным обществом и возможности утверждения новых общественных отношений «первоначально в немно­гих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране» [16].

Наши рекомендации