Школа и педагогическая мысль нового времени в западной европе
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)
Основные
Общенаучные
Тезисы
Выводы в применении к педагогике
Взгляды на воспитание и обучение
Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа-~елем рационалистической философии, оказал на педаго-гику большое влияние.
Объявлял разум единственным источником знания: «Недо-статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить».
Образование,доступное каждому, — не привилегия, а естественное право.
Отрицалсредневековую схоластическую науку,
основанную на авторитете церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних.
Провозглашал принцип самодеятельностиуч-
ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.
Идеал воспитания— развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов,допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование.
В процессе познания исключительную роль отводил дедукции.
Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от простого к сложному.
Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление.
65
ON 66
ВОЛЬФГАНГРАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист
Биографические сведения и основные работы | Общие педагогические идеи | Дидактические принципы |
Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Занимался вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам. Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики. Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников. | Дидактические идеи носили в целом материалистическийхарактер. Считал, что разум ребенка — чистая доска,на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукциюи опыт. Подчеркивалнеобходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового методаобучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа.Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия,но выступал против монопольного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методическойи дидактическойподготовке учителей. Учителямдолжно быть обеспечено хорошеематериальное и общественное положение.Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. | Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3)следует постоянно использовать повторение; 4) обучение должно вестись без принуждения; 5)заучиватьученики должны только то, ими понято; 6) в обучении следует идти от частного к общему. |
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Истоки формирования мировоззрения
Цель воспитания
Где осуществляется воспитание?
Чему учить детей в школах?
Как учить?
Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость.
Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе.
Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.
Познание себяи окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах:общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.
Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:
1 ступень— «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;
2 ступень— «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства
(воображение, память, речь и ручную активность);
3 ступень— «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен
ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж
дениям;
4 ступень— «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1)
богословский; 2) юридический; 3) медицинский.
Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.
Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А.КОМЕНСКОГО
Основные | Основные идеи | Нравственное | Умствен- | Значение |
произве- | воспитание | ное воспи- | ||
дения | тание | |||
Открытая | Всеобщее обучение— в школах родного языка дол- | 4 добродетели | Умствен- | 1. Оказал огром- |
дверь язы- | жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и | нравственного | ное воспи- | ное влияние на |
ков всех | бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах. | воспитания: | тание— | развитие педаго- |
наук; | Классно-урочная система. | 1) мудрость, | это позна- | гической мысли и |
Идеи дисциплины,без которой не может быть хо- | 2) умеренность, | ние себя и | школы во всем | |
Великая | рошо организованной школы. | 3) мужество, | окружаю- | мире. |
дидактика; | Понятие школьного года,введение четвертей, ка- | 4) справедливость. | щего мира. | |
Всеобщий | никул, организация учебных занятий, четкое распре- | Во всем со- | 2- Написал | |
совет об | деление содержания всех видов школьной работы | Мудрость является | образуется | большое количе- |
исправле- | по годам, месяцам и дням обучения, классы с по- | руководительницей | с приро | ство учебников, |
нии | стоянным составом учеников, учебный год со стро- | добродетельной | дой | явившихся |
человечес- | го фиксированным началом и концом. | жизни. Нужно разви- | Обязатель | образцом для |
ких дел; | Дидактические принципы: | вать: скромность, | создания учебни- | |
1. Правильное воспитание должно сообразовывать- | послушание, благо- | ное изучение | ков во всем мире. | |
Мир | ся с природой — природосообразность. | желательность к | ||
чувственно | 2. Последовательность преподавания предметов. | другим людям, | • грамма- | 3. Выдвинул много |
восприни- | 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле- | опрятность, аккурат- | тики, | прогрессивных |
маемых | ний, примеров. | ность, вежливость, | дидактических | |
вещей в | 4. Систематичность обучения — не делать скачков в | почтительность к | • физики, | идей,принципов и |
картинках; | обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па- | старикам, трудолюбие. | • МаТеМа- | правил организации учебной |
Материнс- | мяти того, что не понято рассудком. | тики , | работы. | |
кая школа; | 6. Посильность — учитывать возможности учащихся. | Средства нрав- | • ЭТИКИ, | |
Законы | 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. | ственного воспитания: | • диалекти- | 4.Разработал тео-ретические |
хорошо организо- ванной | Учитель: должность учителя «настолько превосходна, как ни- | 1) пример родителей, учителей,товари- | ки, • риторики. | основы классно-урочной системы |
школы | какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче- | щей; | и организации | |
ШКОЛЫ. | ников благим примером», быть честным, деятель- | 2) наставления, | школы. | |
ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич- | беседы; | 5. Разработал | ||
но любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. | 3) упражнения в нравственном поведении. | теорию дошкольного воспитания. |
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА
Основные главы книги
Великая дидактика