ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и ее задачи в деле религиозного воспитания
Церковь не может устраняться от насущных нужд людей и должна работать в следующих направлениях:
— созидание полнокровной литургической жизни в приходе;
— теснейшая связь с родителями детей и их домом;
— религиозное обучение.
Цели и задачи христианского воспитания:
— помочь детям обрести ощущение присутствия Бога в нашей жизни;
— научить их понимать, что все мы часть тела Христова и церкви;
— содействовать гармоническому умственному и духовному развитию
их личности;
— подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осозна
нию непостижимости Божественной тайны, превышающей всякое чело
веческое разумение;
— помочь им понять, что православная вера охватывает личность и
жизнь в их совокупности.
Опасности и ошибки в деле христианского воспитания:
— смешение религиозного воспитания и школьного просвещения;
— проведение занятий в воскресной школе во время литургии и в виде
уроков.
■ Главная цель и задачапедагога в деле христианского воспитания — ■
■ помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. ■
Требования кпедагогу, занимающемуся православным воспитанием и образованием:
1. Обладать опытом участия в церковной жизни.
2. Находить общий язык с детьми.
3. Обладать необходимыми способностями для совершенствования и
развития в качестве педагога.
«Учитель возрастает как личность, если по-настоящему любит детей».
О педагогическом призвании православного учителя.Призвание к христианскому воспитанию — это особая задача, особая ответственность, исполнение особой харизмы православия.
Христианская семья в религиозном воспитании.Семья есть место больше чем отец, мать и дети. Она — наследница нравственного и духовного уклада жизни, обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Отсутствие любви — это всегда извращение подлинной природы
семьи. Любовь родителей к детям должна быть не эгоистичной и не корыстной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, ноне прижимает его к себе.
Как приучить ребенка к молитве: в каком-то смысле учат молиться так же, как учат говорить.
ДОМОСТРОЙ
«Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение инаказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням».
Домострой — по-славянски «дому строитель» (по-гречески «экономик»). Был составлен в Новгороде в последнее десятилетие XV в. как книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду.
Сильвестр— государственный и церковный деятель в середине XVI в., переработал новгородские наставления, составившие Домострой. Книга намного пережила своего автора, бывшего одно время любимцем Ивана Грозного, а потом безвестно сгинувшего в результате царской немилости. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашнего строительства.
Откроем книгу:
Наставление отца сыну:«И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление — вам и детям вашим».
Как любить Бога от всей души,также и брата своего, и страх Божий :иметь, ипомнить осмертном часе — «...следует всякому христианину готовым быть к встрече с Господом — жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».
Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем,и всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль-лим ималым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших — люби как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем».
Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности — успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».
Как дочерей воспитыватьи с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж сговорят — а все уже готово».
Как детям отца и мать любить,и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»
Похвала мужьям— «Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».
Наказ мужу и жене,и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне — дружелюбным, с младшими и бедными — приветливым, милостивым...»
О неправедной жизни— «А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокляты будут на земле...»
Если кто живет неразумно— «Если же кто, безрассудный, не сочтя жития своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».
Учить мужу свою жену,как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить исамой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением...»
Как порядок в избе навести хорошо и чисто— «Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...
Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».
Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный уклад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью».
Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе!